Директор Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максат Нусувалиев рассказал относительно повышения тарифов на проезд в столичном общественном транспорте.
По словам Нусувалиев, в транспортной отрасли сложилась тяжелая ситуация. С момента последнего пересмотра тарифов в сентябре 2021 года значительно увеличилась стоимость ГСМ, запасных частей, и других обязательных расходов. Действующие тарифы на проезд в общественном транспорте были установлены с 1 ноября 2021 года в соответствии с постановлением Бишкекского городского кенеша от 28 сентября 2021 года №8 «О внесении изменений в некоторые постановления БГК в сфере транспорта». В автобусе и троллейбусе — 11 сомов, микроавтобусе — 15 сомов.
Фактическая себестоимость перевозки пассажиров и багажа превысила действующий тариф за наличный расчет. В результате у транспортных предприятий образовалась нехватка оборотных средств, задолженность за материалы и по заработной плате. Отсутствие средств на приобретение запасных частей транспортных средств привело к сокращению выходов транспорта на маршрут, увеличению времени ожидания пассажиров, а соответственно и к росту жалоб граждан по работе общественного транспорта.
В соответствии с постановлением, при рассмотрении вопроса по изменению тарифов на перевозку пассажиров и багажа общественным пассажирским транспортом в городе Бишкек учитывать изменения эксплуатационных затрат и инфляции.
С периода пересмотра тарифа в 2021 году цена 1 литра топлива увеличилась с 41 сомов (согласно расчетам комиссии при принятии тарифа за проезд) до 75 сомов (на 1 октября 2022 года).
Для изменения действующего тарифа за проезд в настоящее время разработан проект постановления БГК «О внесении изменений в постановление Бишкекского городского кенеша «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа общественным пассажирским транспортом в городе Бишкек от 26 апреля 2012 года №312».
Для проведения анализа регулятивного воздействия проекта постановления создана рабочая группа из представителей государственных, муниципальных органов и бизнес-сообществ.
В данное время рабочая группа проводит анализ регулятивного воздействия. При проведении АРВ рассматривается 3 варианта государственного регулирования:
1. «Оставить все как есть».
2. Принять проект постановления Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений в постановление Бишкекского городского кенеша «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа общественным пассажирским транспортом в городе Бишкек от 26 апреля 2012 года №312»» с установлением тарифов за проезд:
- в муниципальном общественном транспорте — 15 сомов;
- в автобусах всех классов частных фирм-перевозчиков — 22 сома;
- вечерний тариф — 32 сома.
3. Альтернативный вариант регулирования: Принять проект постановления Бишкекского городского кенеша «О внесении изменений в постановление Бишкекского городского кенеша «О тарифах на перевозку пассажиров и багажа общественным пассажирским транспортом в городе Бишкек от 26 апреля 2012 года №312» с установлением тарифов за проезд в муниципальном общественном транспорте:
- автобусы — 16 сомов;
- троллейбусы — 14 сомов;
- в автобусах всех частных фирм-перевозчиков 26,5 сомов;
- вечерний тариф — 32 сома.
Проводя экономический анализ цен и учитывая эффективность воздействия данных вариантов, на сегодняшний день планируется установить тариф за проезд следующим образом:
Стоимость проезда одного пассажира:
- в троллейбусе — 15 сомов;
- в автобусе, независимо от формы собственности (кроме автобусов особо малого класса) — 15 сомов;
- в автобусах особо малого класса, независимо от форм собственности:
с 6:00 утра до 20:30 вечера — 21 сом,
с 20.30 вечера до 6:00 утра — 32 сома.
- в экспрессных автобусах особого малого класса, независимо от форм собственности:
№233, №234 — 22 сома;
№123, №226, №252 — 32 сома.
Увеличение тарифа за проезд позволит улучшить качество предоставляемых транспортных услуг горожанам и гостям столицы посредством графиков движения, количество подвижного состава, а также приведёт улучшение технического состояния и обновление подвижного состава, задействованного в перевозке пассажиров автомобильным транспортом.