ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МЭРИИ ГОРОДА БИШКЕК
г.Бишкек, от 13 марта 2019 года № 46
Об утверждении Концепции "Электронная мэрия города Бишкек"
В соответствии с законами Кыргызской Республики "О статусе столицы", "О местном самоуправлении", "Об электронном управлении", Указом Президента Кыргызской Республики "Об объявлении 2019 года Годом развития регионов и цифровизации страны" от 11 января 2019 года № 1, решением Совета безопасности Кыргызской Республики "О мерах по цифровому развитию Кыргызской Республики" от 14 декабря 2018 года № 2, в целях обеспечения консолидации усилий мэрии города Бишкек, гражданского общества и бизнеса по ускорению цифровой трансформации
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить:
- Концепцию "Электронная мэрия города Бишкек" согласно приложению 1;
- План мероприятий по реализации Концепции "Электронная мэрия города Бишкек" на 2019-2020 годы согласно приложению 2.
2. Первому вице-мэру города Бишкек внести на рассмотрение очередной сессии Бишкекского городского кенеша проект постановления Бишкекского городского кенеша о даче согласия на создание муниципального предприятия "Центр цифровых технологий" мэрии города Бишкек.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого вице-мэра города Бишкек.
Приложение 1 к постановлению мэрии города Бишкек от 13 марта 2019 года № 46 |
КОНЦЕПЦИЯ
"Электронная мэрия города Бишкек"
Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221 утверждена Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы и решением Совета безопасности Кыргызской Республики от 14 декабря 2018 года № 2 одобрена Концепция цифровой трансформации "Цифровой Кыргызстан 2019-2023", в которой обозначены контуры цифровой трансформации страны.
В целях обеспечения консолидации усилий государства, гражданского общества и бизнеса по ускорению цифровой трансформации города Бишкек разработана настоящая Концепция "Электронная мэрия города Бишкек" (далее - Концепция), которая определяет процесс создания, развития и массового применения современных информационных коммуникационных технологий (далее - ИКТ) и средств для улучшения качества повседневной жизни горожан.
В настоящее время город Бишкек имеет все возможности для развития цифровых технологий, оказывающих существенное воздействие на экономический рост, государственное и муниципальное управление, повышение качества предоставляемых услуг, способы ведения бизнеса.
Важно наладить наиболее эффективное, надежное и недорогое соединение города Бишкек с сетями и магистралями передачи данных. Следует сосредоточить внимание на создании инфраструктуры для сбора, обработки, хранения и анализа данных. Используя энергопотенциал города Бишкек и обеспечив соответствующую кибербезопасность на уровне международных стандартов (ISO), необходимо открыть дата-центры в районах столицы. Облачные технологии, районные дата-центры могут стать катализаторами международного и частного бизнес партнерства, предлагая надежные и недорогие вычислительные и накопительные мощности.
Сегодня уровень использования ИКТ жителями города Бишкек в своей повседневной деятельности растет по экспоненте и становится не только частью жизни, но и зачастую необходимым инструментом в решении каждодневных задач. В этом ключе муниципалитету необходимо отходить от классической методики делопроизводства и адаптироваться к реалиям современности для разработки новых моделей взаимодействия. К примеру, исключение запроса бумажных справок при предоставлении муниципальных услуг по принципу "единого окна", а также внедрение единой электронной платежной системы по принципу "единой квитанции".
Внедрение современной цифровой инфраструктуры позволит создать новые платформы взаимодействия с горожанами, государственными органами и частным сектором. Появится возможность для повсеместного внедрения "умных" решений, таких как "умный транспорт", "умное освещение", "умное обучение", то есть компонентов "умный город".
Цифровая трансформация города произведет технологические перемены в столице и даст возможность привлечения инвестиций, технологий и квалифицированных кадров.
В целях освоения и распространения передовых технологий более развитых городов мира был проведен анализ текущего состояния готовности к автоматизации деятельности в территориальных, структурных подразделениях и хозяйствующих субъектах мэрии города Бишкек.
Исследование и анализ показали, что в настоящее время в мэрии города Бишкек внедрены и используются отдельные информационные системы: адресные и технические электронные планы города (частичные), системы электронного документооборота, реестры объектов недвижимости и муниципальной собственности, реестры организаций, системы учета платежей от населения. Как показывают результаты анкетирования, только 23 процента территориальных, структурных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек используют специализированные информационные системы в своей деятельности.
В последние годы были успешно внедрены несколько систем автоматизации. Введена в эксплуатацию автоматизированная система в муниципальных предприятиях "Управление муниципального имущества" и "Управлении земельными ресурсами" мэрии города Бишкек, которая взаимодействует с Государственной налоговой службой при Правительстве Кыргызской Республики и Центральным казначейством Министерства финансов Кыргызской Республики для сверки платежей за аренду муниципального имущества.
Также создана автоматизированная система "Колл-центр" на базе Службы оперативного реагирования мэрии города Бишкек "185" и "1840" с использованием современного оборудования и программного обеспечения, которая работает во взаимодействии с городскими службами; разработан официальный интернет-портал мэрии города Бишкек, где предусмотрены функции работы с населением, разработано мобильное приложение для работы с населением "Бишкек-312".
Внедрена система автоматической телефонной станции и видеоконференцсвязи посредством интернета для руководства центрального аппарата мэрии города Бишкек, территориальных, структурных подразделений и хозяйствующих субъектов.
В центральном аппарате мэрии города Бишкек завершается реализация проекта внедрения системы электронного документооборота "АИС ЭДО". Планируется, что после строительства оптико-волоконных линий связи между центральным аппаратом, территориальными, структурными подразделениями и хозяйствующими субъектами структурными подразделениями мэрии города Бишкек данная система будет работать в полном объеме.
В настоящее время ведутся переговоры с государственным предприятием "Центр электронного взаимодействия" при Государственном комитете информационных технологий и связи Кыргызской Республики по присоединению к системе межведомственного электронного взаимодействия "Түндүк" в рамках цифровой трансформации страны.
Уровень компьютеризации рабочих мест составляет 60 процентов, эффективность использования технологии и мощностей вычислительных машин довольно низкая: 15 процентов всех компьютеров имеют показатели ниже среднего (по аналогии Intel Core i3). Значительная часть имеющихся персональных компьютеров применяется только как индивидуальное средство работы с информацией.
По уровню доступа к сети интернет общий показатель равен 62 процентам, что является средним показателем, тогда как 63 процента от общего количества территориальных, структурных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек имеют только внутреннюю локальную сеть. Учитывая, что только 26 процентов территориальных, структурных подразделениях и хозяйствующих субъектах мэрии города Бишкек используют центральную вычислительную технику и/или технику хранения данных (серверов), то указанные сети используются только в целях выхода в Интернет через единую сеть.
Все существующие информационные системы представляют собой разнородные информационные хранилища, отличающиеся по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению, и не обладают едиными стандартами обмена и доступа, что делает невозможным оперативный информационный обмен. Как правило, информационные системы выполнены с применением минимальных средств защиты и разграничения доступа и не обеспечивают необходимого уровня защиты информации.
В настоящее время начат процесс построения единой оптико-волоконной локальной сети между территориальными, структурными подразделениями и хозяйствующими субъектами мэрии города Бишкек.
Реализация данного компонента обеспечит мощный импульс к переходу в единое информационное пространство.
Еще одним важным фактором сдерживания информационного преобразования является недостаточное количество специалистов, вовлеченных в рабочий процесс. Почти 90 процентов структур не имеют специализированного отдела и квалифицированных кадров в сфере ИКТ. Это обусловлено низкой заработной платой специалистов в этой области.
Недостаток финансирования внедрения ИКТ-проектов или приобретения необходимого оборудования является одним из факторов, тормозящих процесс цифровой трансформации города.
Город Бишкек является основным бюджетообразующим компонентом Кыргызской Республики, успешное внедрение информационных технологий в деятельность муниципалитета скажется на успехе внедрения электронных услуг в общенациональном масштабе.
В связи с этим предлагается проведение следующих мероприятий по формированию информационных систем мэрии города Бишкек, которые разделены на два этапа:
- реализация единого информационного пространства между структурными подразделениями и хозяйствующими субъектами на территории города Бишкек;
- создание системы взаимодействия с жителями города.
Формирование информационных систем возможно только при условии реализации надежной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Наличие надежных телекоммуникаций благоприятствует развитию необходимых информационных систем, автоматизирующих деловые процессы. Формирование единого цифрового пространства должно регулироваться едиными техническими и правовыми стандартами, которые в свою очередь оптимизируют предоставление услуг и повышают эффективность деятельности центрального аппарата, территориальных, структурных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек.
Для реализации 1-го этапа процесса информатизации необходимо решить следующие задачи:
- создание нового учреждения мэрии города Бишкек, которое обеспечит реализацию долгосрочной политики муниципалитета в сфере цифровизации и координации процесса информатизации;
- внедрение корпоративного портала;
- дальнейшее продвижение системы электронного документооборота;
- проведение инвентаризации информационных систем, сетей, баз и банков данных;
- создание и формирование единой коммуникационной (локальной) сети;
- организация и создание центральной инфраструктуры обработки и хранения данных, а также создание системы обеспечения кибербезопасности и защиты информационных данных;
- создание нормативной правовой базы (стандартов и регламентов информационного взаимодействия) в качестве основой для регулирования отношений между субъектами, участвующими в информационных процессах и информатизации в целом;
- создание единого портала электронных муниципальных услуг по принципу "единого окна";
- создание и внедрение единой электронной платежной системы по принципу "единая квитанция".
Для реализации 2-го этапа процесса информатизации необходимо решить следующие задачи:
- расширение возможностей единого портала электронных муниципальных услуг;
- реализация автоматизированных межведомственных отношений;
- внедрение и использование электронной цифровой подписи;
- монетизация предоставляемых услуг;
- разработка и внедрение единой карты горожанина;
- разработка и внедрение открытых данных;
- внедрение и использование облачных технологий;
- внедрение блокчейн технологий.
Дальнейший процесс цифровой трансформации столицы должен осуществляться в соответствии с задачами работы мэрии города Бишкек. Учитывая функции муниципалитета и жизнедеятельность города Бишкек, внедрение автоматизированных информационных систем можно распределить на пять основных направлений:
- экономика и финансы;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- социальная сфера;
- транспорт и коммуникации;
- градостроительство.
В целях успешной цифровой трансформации важным условием является правовое сопровождение процессов информатизации мэрии города Бишкек, которое должно осуществляться по следующим основным направлениям:
- разработка нормативных правовых актов, направленных на оптимизацию действующего законодательства в сфере ИКТ;
- разработка нормативных правовых актов и других документов, обеспечивающих эффективное применение действующего законодательства, регламентирующего функционирование системы классификаторов, регистров и справочников, порядок использования межотраслевых и отраслевых классификаторов, интеграции с республиканскими, областными и ведомственными системами.
Принятие нормативно-правовой базы в сфере ИКТ ускорит развитие и улучшит доступ к муниципальным услугам, обеспечит безопасность использования информационных технологий и повысит устойчивость информационных систем.
Для этого все участники процесса должны быть осведомлены и обучены по вопросам безопасности и действовать в рамках установленной компетенции.
Главным условием успешной реализации настоящей Концепции является развитая, надежно функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и эффективно решать совокупность вопросов, возникающих в этой области.
Уровень квалификации, опыт и необходимый уровень компетенции кадрового состава уполномоченного муниципального предприятия обеспечат своевременно, комплексно и эффективно решать совокупность вопросов, возникающих в этой области.
Уровень квалификации, опыт и необходимый уровень компетенции кадрового состава уполномоченного муниципального предприятия обеспечат успешную реализацию процессов цифровой трансформации столичного муниципалитета.
Особая роль в обеспечении эффективной цифровой трансформации города Бишкек должна отводиться вопросам переподготовки и повышению квалификации специалистов и конечных пользователей.
Организация командировок для обмена опытом городов, использующих аналогичные автоматизированные системы, поможет эффективной реализации Концепции.
Основой механизмов определения модели и источников финансирования реализации настоящей Концепции являются принципы возвратности и безвозвратности.
На основе безвозвратности может быть профинансировано из следующих источников:
- бюджет мэрии города Бишкек;
- государственные и муниципальные субсидии;
- гранты;
- донорская или спонсорская помощь.
Источниками с вероятной возвратностью могут быть:
- бюджет мэрии города Бишкек;
- государственно-частное партнерство;
- краткосрочные и долгосрочные кредиты;
- прямые инвестиции.
Цифровая трансформация и автоматизация многих процессов, описанных выше, позволит оперативно решать задачи, оптимизирует работу мэрии города Бишкек.
Реализация настоящей Концепции позволит ускорить цифровую трансформацию, повысить надежность, качество, доступность оказания услуг в рамках компонентов "умный город".
| Приложение 2 к постановлению мэрии города Бишкек от 13 марта 2019 года № 46 |
ПЛАН
мероприятий по реализации Концепции
"Электронная мэрия города Бишкек" на 2019-2020 годы
№ | Задача/Мероприятие | Меры/Действие | Срок реализации | Ожидаемые результаты | Ответственные исполнители | Источники финансирования |
1. Развитие цифрового муниципалитета |
1 | Создать коммуникационную сеть между всеми структурными подразделениями мэрии города Бишкек | 1.1. Приобрести и установить необходимое сетевое оборудование. 1.2. Приобрести программное обеспечение и необходимые лицензии для мониторинга и обеспечения безопасности сети. 1.3. Организовать автоматизированную телефонную сеть и систему видеоконференции. 1.4. Разработать нормативную правовую базу взаимодействия в сети | Июль 2019 года | Создана единая коммуникационная сеть между структурными подразделениями мэрии города Бишкек и сформирована эффективная пространственная сеть электронного взаимодействия. Установлено необходимое программное обеспечение и оборудование. Разработаны регламенты, инструкции и другие документы, необходимые для обеспечения взаимодействия в сети | Сектор информационных технологий(*), руководители структурных, территориальных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек | Местный бюджет |
2. Цифровые платформы и сервисы |
2 | Внедрить электронный документооборот (АИС ЭДО) во все структурные подразделения мэрии города Бишкек | 2.1. Приобрести вебверсию АИС ЭДО и электронную цифровую подпись. 2.2. Интегрировать АИС ЭДО с существующими базами данных в структурных подразделениях. 2.3. Провести обучение сотрудников. 2.4. Разработать нормативную правовую базу работы в АИС ЭДО | Декабрь 2019 года | Внедрена единая система электронного документооборота в структурных подразделениях мэрии города Бишкек. Проведено обучение для сотрудников. Разработаны регламенты, инструкции и другие документы, необходимые для работы в АИС ЭДО | Сектор информационных технологий(*), руководители структурных, территориальных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек | Местный бюджет |
3 | Исключение запроса бумажных справок при предоставлении государственных и муниципальных услуг по принципу "Единого окна" | 3.1. Разработать программное обеспечение для оптимизации процедуры предоставления муниципальных услуг путем передачи необходимых данных посредством СМЭВ "Түндүк". 3.2. Подготовить и организовать пункты доступа (в том числе в электронном виде) к муниципальным услугам. 3.3. Провести обучение сотрудников. 3.4. Разработать нормативную правовую базу для регулирования работы "Единого окна" | Декабрь 2019 года | Упрошена процедура получения государственных и муниципальных услуг. Проведено обучение для сотрудников. Разработаны регламенты, инструкции и другие документы, необходимые для регулирования работы "Единого окна" | Сектор информационных технологий(*), руководители структурных, территориальных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек | Местный бюджет, донорские средства, частные инвестиции |
4 | Внедрить единую электронную платежную систему по принципу "Единая квитанция" | 4.1. Разработать программное обеспечение по управлению единой электронной платежной системой. 4.2. Провести инвентаризацию существующей абонентской базы данных коммунальных служб мэрии города Бишкек. 4.3. Разработать нормативную правовую базу | Декабрь 2019 года | Создана единая электронная платежная система. Разработаны регламенты, инструкции и другие необходимые документы | Сектор информационных технологий(*), руководители структурных, территориальных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек | Местный бюджет, донорские средства, частные инвестиции |
5 | Поэтапное создание муниципальной инфраструктуры пространственных данных (электронная карта города Бишкек) | 5.1. Поэтапно создать картографическую основу и систему геодезического обеспечения города Бишкек. 5.2. Оцифровка планшетов города Бишкек через систему ГИС/БИМ. 5.3. Создать слои необходимых баз данных (инженерные сети, карта общего пользования, геоданные и т.д.). 5.4. Сформировать политику доступа к данным. 5.5. Разработать нормативную правовую базу | Декабрь 2020 года | Поэтапно создана картографическая основа (платформа) и система геодезического обеспечения. Сформировано общее видение электронной карты города Бишкек. Разработаны регламенты, инструкции и другие документы, необходимые для электронной карты города Бишкек | Сектор информационных технологий(*), руководители структурных, территориальных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек | Местный бюджет, донорские средства, частные инвестиции |
2. "Умный город" |
6 | Разработать общее видение Концепции и приоритетов развития "Умного города" | 6.1. Разработать Концепцию и План мероприятий по развитию "Умного города" | Декабрь 2020 года | Утверждены Концепция и План мероприятий по ее реализации. Определены видение и мероприятия по развитию "Умного города" | Сектор информационных технологий(*), руководители структурных, территориальных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек | Местный бюджет, донорские средства, частные инвестиции |
7 | Разработать Концепцию единой платежной системы муниципальных услуг (e-Bishkek) по безналичной форме через онлайн инструменты | 7.1. Провести инвентаризацию платных муниципальных услуг. 7.2. Разработать билинговую систему муниципалитета. 7.3. Разработать нормативную правовую базу | Декабрь 2020 года | Сформировано общее видение муниципальной платежной системы города Бишкек. Внедрена система оплаты картой (e-Bishkek) транспортных, коммунальных и других муниципальных услуг | Сектор информационных технологий(*), руководители структурных, территориальных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек | Местный бюджет, донорские средства, частные инвестиции |
3. Обеспечение кибербезопасности |
8 | Создать безопасную информационную инфраструктуру мэрии города Бишкек | 8.1. Приобрести программные и аппаратные комплексы по обеспечению зашиты информации. 8.2. Разработать нормативную правовую базу регулирующую взаимосвязь информационных систем | Декабрь 2020 года | Разработаны системные подходы по обеспечению кибербезопасности в информационных системах мэрии города Бишкек. Разработаны регламенты, инструкции и другие документы, необходимые по обеспечению кибербезопасности | Сектор информационных технологий(*), руководители структурных, территориальных подразделений и хозяйствующих субъектов мэрии города Бишкек | Местный бюджет, донорские средства, частные инвестиции |
(*) Ответственный исполнитель за реализацию Плана мероприятий после прохождения соответствующих процедур регистрации - муниципальное предприятие "Центр цифровых технологий" мэрии города Бишкек.