ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 12 декабря 2013 года № 218

О статусе столицы

Настоящий Закон определяет статус столицы Кыргызской Республики - города Бишкек, который является городом республиканского значения, устанавливает особенности организации и осуществления местного самоуправления, порядка формирования органов местного самоуправления в нем, их функции и полномочия, взаимодействия с органами государственной власти, а также закрепляет правовые, организационные, экономические, финансовые и социальные условия осуществления управления в городе Бишкек.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Статус города Бишкек

1. Столицей Кыргызской Республики является город Бишкек.

2. Статус столицы Кыргызской Республики определяет правовое положение города Бишкек, обуславливающее особенности государственного управления и местного самоуправления, а также их прав и обязанностей в связи с осуществлением городом Бишкек функций столицы Кыргызской Республики.

3. Город Бишкек как столица Кыргызской Республики является:

1) административно-политическим, экономическим, научно-образовательным, историко-культурным центром республики;

2) административно-территориальной единицей, имеющей особое государственное значение, управление в которой осуществляется на принципах местного самоуправления в сочетании с государственным управлением по делегированным государственным полномочиям;

3) местом нахождения оригинала текста Конституции Кыргызской Республики, эталонов государственных символов Кыргызской Республики;

4) местом расположения государственной резиденции № 1 Президента Кыргызской Республики, высших органов государственной власти, иных государственных органов, а также дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций в Кыргызской Республике.

Отдельные государственные органы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики могут располагаться вне столицы.

4. Органы местного самоуправления города Бишкек имеют право использовать государственные символы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Столица имеет свои символы (герб, флаг, гимн), утверждаемые Бишкекским городским кенешем.

Статья 2. Законодательство о статусе столицы

Законодательство Кыргызской Республики о статусе столицы состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона, Закона Кыргызской Республики "О местном самоуправлении" и других нормативных правовых актов.

Статья 3. Гарантии обеспечения осуществления городом Бишкек функций столицы

Правительство Кыргызской Республики обеспечивает гарантии осуществления городом Бишкек функций столицы путем:

1) передачи в муниципальную собственность имущества, необходимого для осуществления функций столицы;

2) принятия иных мер по обеспечению реализации городом функций столицы.

Статья 4. Содействие органов государственной власти в осуществлении городом Бишкек функций столицы

Органы государственной власти содействуют осуществлению городом Бишкек функций столицы путем участия:

1) в разработке и реализации целевых программ развития города как столицы республики;

2) в осуществлении планов строительства, реконструкции и содержания объектов, необходимых для осуществления городом функций столицы, в соответствии с договорами и соглашениями, заключенными с органами местного самоуправления города;

3) в содержании и развитии средств связи, автомобильных дорог, транспортных систем на территории города, связанных с осуществлением городом функций столицы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) в развитии объектов жилищно-коммунального хозяйства, направленных на удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых потребностей населения города;

5) в проведении природоохранных мероприятий, мероприятий по обеспечению общественного порядка, пожарной безопасности, по защите от чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Статья 5. Функции органов местного самоуправления города Бишкек

В связи с осуществлением городом Бишкек функций столицы органы местного самоуправления города:

1) предоставляют в установленном законом порядке органам государственной власти и их территориальным подразделениям, а также представительствам иностранных государств находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные и иные услуги;

2) обеспечивают необходимые условия для проведения республиканских и международных мероприятий за счет средств республиканского и местного бюджетов;

3) участвуют в разработке и осуществлении целевых республиканских программ развития города;

4) участвуют в содержании и развитии средств связи, автомобильных дорог, проходящих на территории города, обеспечивают транспортное обслуживание населения;

5) обеспечивают сохранность памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, и участвуют в содержании памятников истории и культуры, относящихся к государственной собственности;

6) осуществляют иные функции и полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 6. Территория города Бишкек

1. Территория города Бишкек образуется в пределах границ города, определяемых в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики" и земельным законодательством.

2. Территория города Бишкек включает в себя все городские земли, независимо от категории и формы собственности, в пределах установленных административно-территориальных границ города.

3. Территория города Бишкек в целях оптимальной организации и эффективного осуществления местного самоуправления в городе и разрешения вопросов местного значения, надлежащего выполнения установленных настоящим Законом функций подразделяется на административные районы, не являющиеся самостоятельными административно-территориальными единицами.

4. Административные районы органов местного самоуправления города Бишкек образуются в количестве, не превышающем 4 районов, с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей города, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территории.

5. Порядок управления административными районами, не урегулированный настоящим Законом, утверждается Бишкекским городским кенешем по предложению мэрии города Бишкек.

6. Руководство административными районами местного самоуправления города Бишкек осуществляется главами административных районов, назначаемыми мэром города Бишкек.

Статья 7. Устав местного сообщества города Бишкек

1. Город Бишкек имеет Устав местного сообщества, принятый в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

2. Устав местного сообщества города Бишкек определяет порядок взаимоотношений членов местного сообщества города Бишкек и органов местного самоуправления города Бишкек при решении вопросов обеспечения жизнедеятельности города; особенности формирования и полномочия органов территориального общественного самоуправления в столице, градостроительного устройства, условия и порядок предоставления статуса члена местного сообщества города, иные вопросы, касающиеся осуществления городом установленных настоящим Законом функций.

3. Устав местного сообщества города Бишкек утверждается Бишкекским городским кенешем по представлению мэрии города Бишкек в порядке, определенном Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении".

Устав местного сообщества города Бишкек действует в части, не противоречащей Конституции и законам Кыргызской Республики.

4. Положения Устава местного сообщества обязательны для исполнения всеми расположенными на подведомственной ему территории предприятиями, организациями, учреждениями независимо от формы собственности и гражданами.

5. Устав местного сообщества города Бишкек публикуется на сайтах органов местного самоуправления города Бишкек.

Глава 2. Особенности организации местного самоуправления в городе Бишкек

Статья 8. Вопросы местного значения

1. Дополнительно к вопросам местного значения, определенным Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", на территории города Бишкек относятся:

1) стратегическое планирование и обеспечение комплексного социально-экономического развития города Бишкек с учетом возложенной на него функции столицы, создание условий для развития городской экономики;

2) решение градостроительных вопросов, а также вопросов архитектуры, строительства, реконструкции, художественного оформления на территории города;

3) организация функционирования и развития муниципальной системы здравоохранения, школьного, дошкольного и внешкольного образования, физической культуры и спорта, социальной защиты;

4) сохранение и развитие исторических и культурных традиций местного сообщества города Бишкек, развитие муниципальных учреждений культуры;

5) содействие в охране общественного порядка и обеспечении безопасности граждан в порядке и пределах, установленных нормативными правовыми актами;

6) организация мероприятий по контролю за санитарной очисткой, соблюдением чистоты и порядка на территории города;

7) строительство социально-культурных, жилых и бытовых муниципальных объектов;

8) организация теплоснабжения;

9) установление тарифов на муниципальные услуги и льгот по ним;

10) организация въезда иногороднего транспорта в город Бишкек и регулирование деятельности легковых автомобилей-такси, грузовых перевозок и специального транспорта.

2. Решением Бишкекского городского кенеша исполнительные органы местного самоуправления решают иные вопросы, не предусмотренные законодательством Кыргызской Республики в качестве вопросов местного значения и не входящие в компетенцию государственных органов.

Статья 9. Система органов местного самоуправления города Бишкек

1. Систему органов местного самоуправления города Бишкек образуют:

1) Бишкекский городской кенеш - представительный орган местного самоуправления;

2) мэрия города Бишкек - исполнительный орган местного самоуправления.

2. Мэрия города Бишкек и ее должностные лица в своей деятельности подотчетны и подконтрольны Бишкекскому городскому кенешу.

Статья 10. Бишкекский городской кенеш

1. Бишкекский городской кенеш - выборный представительный орган городского самоуправления, избираемый непосредственно городским сообществом в установленном законом порядке и осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе.

2. Срок полномочий Бишкекского городского кенеша - 4 года. Порядок проведения выборов и прекращения полномочий депутатов Бишкекского городского кенеша регулируется законодательством Кыргызской Республики.

3. Численный состав Бишкекского городского кенеша - 45 депутатов.

Статья 11. Организация деятельности Бишкекского городского кенеша

1. Основной организационной формой работы Бишкекского городского кенеша является сессия.

2. Порядок созыва и периодичность проведения сессий Бишкекского городского кенеша определяются его Регламентом.

3. На первой сессии Бишкекского городского кенеша председательствует старейший по возрасту депутат.

4. По вопросам, затрагивающим интересы территории, Бишкекский городской кенеш может приглашать для участия в работе сессии, на заседания постоянных комиссий представителей соответствующих министерств и ведомств, территориальных подразделений государственных органов.

Статья 12. Депутатские фракции Бишкекского городского кенеша

1. Депутаты Бишкекского городского кенеша объединяются в депутатские фракции.

2. Депутатская фракция (далее - фракция) формируется на основе партийного списка и подлежит регистрации Бишкекским городским кенешем.

3. Фракции могут объединяться в коалицию фракций. Фракции, изъявившие желание для объединения в коалицию, объявляют о создании коалиции фракций на заседании Бишкекского городского кенеша.

4. Большинством в Бишкекском городском кенеше считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций, имеющая более половины депутатских мандатов.

Оппозицией в Бишкекском городском кенеше считается фракция или коалиция фракций, не входящая в состав большинства и объявившая о своей оппозиции по отношению к большинству.

Фракция или коалиция фракций, не входящая в состав фракции или коалиции фракций большинства и не объявившая о своей оппозиции по отношению к большинству, считается меньшинством в Бишкекском городском кенеше.

5. Председатель постоянной комиссии по бюджету и финансам в Бишкекском городском кенеше избирается из состава оппозиционной фракции или оппозиционной коалиции фракций.

В случае если в Бишкекском городском кенеше ни одна из фракций или коалиции фракций не объявит о своей оппозиционности, то председатель постоянной комиссии по бюджету и финансам избирается из состава меньшинства.

Это правило не применяется в случае, если в составе Бишкекского городского кенеша будут отсутствовать оппозиция и меньшинство.

6. Порядок формирования и деятельности депутатских фракций устанавливается Регламентом Бишкекского городского кенеша.

Статья 13. Постоянные и временные комиссии Бишкекского городского кенеша

1. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Бишкекского городского кенеша, а также для участия в реализации решений, контроля за исполнением его решений учреждениями и организациями, расположенными на территории города Бишкек, создаются постоянные комиссии.

2. Бишкекский городской кенеш для изучения отдельных вопросов и проведения им расследований может создавать временные комиссии.

Предложение о создании временных комиссий вправе внести фракции или постоянные комиссии.

3. Количественный состав, порядок формирования и полномочия постоянных и временных комиссий определяются Регламентом Бишкекского городского кенеша.

4. По решению Бишкекского городского кенеша не более двух председателей постоянных комиссий могут осуществлять свою деятельность за счет средств местного бюджета. При этом указанные председатели не вправе занимать другую оплачиваемую должность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 14. Руководство Бишкекского городского кенеша

1. Руководство Бишкекского городского кенеша состоит из председателя и его заместителя.

2. Председатель и заместитель председателя Бишкекского городского кенеша избираются на сессии из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Бишкекского городского кенеша.

3. Порядок выдвижения кандидатур, избрания и освобождения от занимаемой должности председателя и заместителя председателя Бишкекского городского кенеша устанавливается Регламентом Бишкекского городского кенеша.

4. Деятельность председателя и заместителя председателя Бишкекского городского кенеша осуществляется на постоянной и оплачиваемой основе.

Председатель и заместитель председателя Бишкекского городского кенеша не вправе занимать другую оплачиваемую должность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 15. Компетенция Бишкекского городского кенеша

1. Компетенция Бишкекского городского кенеша определяется Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", настоящим Законом и Уставом города Бишкек.

2. К компетенции Бишкекского городского кенеша, кроме предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", относятся:

1) вопросы осуществления контроля за эффективностью деятельности территориальных подразделений государственных органов, иных учреждений, организаций, расположенных на территории города;

2) выражение недоверия руководителям территориальных подразделений государственных органов, кроме судей, прокуроров, руководителей территориальных подразделений государственного органа национальной безопасности и органов государственной статистики Кыргызской Республики, в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, а также решений Бишкекского городского кенеша;

3) выражение недоверия вице-мэрам, руководителям муниципальных организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность города;

4) дача согласия на создание мэрией структурных подразделений для осуществления хозяйственной деятельности, а также на создание мэрией территориальных подразделений;

5) утверждение тарифов на оказание муниципальных услуг;

6) утверждение порядка территориального устройства города, наименование, переименование административных районов, а также установление, изменение границ и содержание их органов управления;

7) утверждение правил благоустройства, торговли, размещения наружной рекламы и информации на территории города;

8) утверждение правил содержания домашних животных и выпаса скота на территории города.

3. На сессиях Бишкекского городского кенеша могут решаться вопросы о сотрудничестве с отечественными и зарубежными хозяйствующими субъектами, общественными организациями для осуществления мероприятий или выполнения работ, представляющих общий интерес.

4. В случае выражения недоверия Бишкекским городским кенешем руководителю территориального подразделения государственного органа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, а также решений Бишкекского городского кенеша руководитель государственного органа в течение 10 рабочих дней принимает решение об освобождении его от должности либо не согласиться (с конкретным обоснованием) с решением городского кенеша.

В случае если Бишкекский городской кенеш в течение 3 месяцев повторно примет решение о выражении недоверия руководителю территориального подразделения государственного органа, руководитель государственного органа незамедлительно освобождает его от должности.

5. В случае выражения недоверия вице-мэру, руководителям муниципальных организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность города, за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, а также решений Бишкекского городского кенеша, мэр в течение 10 рабочих дней принимает решение об освобождении их от должности либо не согласиться (с конкретным обоснованием) с решением городского кенеша.

В случае повторного выражения недоверия вице-мэру, руководителям муниципальных организаций и учреждений мэр незамедлительно освобождает их от должности.

Статья 16. Акты Бишкекского городского кенеша

1. Бишкекский городской кенеш в пределах своей компетенции принимает решение в виде постановления. Председатель в пределах своей компетенции издает распоряжения.

2. Постановления Бишкекского городского кенеша обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами, находящимися на территории города.

3. В случае противоречия решений Бишкекского городского кенеша Конституции и законам Кыргызской Республики отмена их осуществляется в порядке, установленном законами Кыргызской Республики.

Статья 17. Регламент Бишкекского городского кенеша

1. Регламент Бишкекского городского кенеша определяет порядок и процедуры осуществления Бишкекским городским кенешем полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, а также правилами организации его деятельности.

2. Регламент Бишкекского городского кенеша утверждается Бишкекским городским кенешем на сессии.

Статья 18. Мэр и мэрия города Бишкек

1. Исполнительным органом местного самоуправления в городе является мэрия города Бишкек, возглавляемая мэром.

2. Мэрия города Бишкек является исполнительным органом местного самоуправления в городе и исполняющим все делегированные вопросы государственного управления и местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных законами Кыргызской Республики к компетенции других органов Кыргызской Республики.

3. Мэр - выборное должностное лицо в системе органов местного самоуправления города, руководитель исполнительного органа местного самоуправления города, ответственный за проведение в городе государственной политики и осуществление функций исполнительной власти в пределах полномочий, делегированных ему государством в установленном законодательством порядке.

4. Решения, принимаемые мэрией по вопросам, отнесенным к ее компетенции, подписываются мэром города.

В случае противоречия решений мэрии города Бишкек Конституции и законам Кыргызской Республики отмена их осуществляется в порядке, установленном законами Кыргызской Республики.

Статья 19. Структура мэрии города Бишкек

Мэр определяет структуру мэрии города Бишкек и вносит ее на утверждение Бишкекского городского кенеша в течение 7 рабочих дней со дня своего назначения.

Структура мэрии города Бишкек не может быть изменена в ходе ее обсуждения и утверждения без согласия мэра.

Статья 20. Компетенции мэрии города Бишкек

Дополнительно к компетенциям мэрии города Бишкек, предусмотренным Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", относятся следующие вопросы:

1) финансирование приоритетных проектов по развитию объектов городского и территориального значения согласно утвержденному Бишкекским городским кенешем местному бюджету;

2) разработка реестра платных услуг и работ, оказываемых муниципальными учреждениями и предприятиями;

3) принятие решения о выдаче ссуды из местного бюджета муниципальным предприятиям и учреждениям в пределах средств, предусмотренных на указанные цели;

4) планирование капитальных вложений из местного бюджета и его реализация после утверждения городским кенешем;

5) осуществление руководства и контроля за деятельностью территориальных подразделений государственных учреждений здравоохранения, образования, архитектуры и градостроительства, а также в других сферах, отнесенных к вопросам местного значения;

6) выдача разрешения на строительство жилых и нежилых объектов;

7) осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства, торговли, размещения наружной рекламы и информации на территории города;

8) разработка и осуществление мероприятий по градостроительству, защите экологии, содержанию и развитию городских дорог, объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройству, озеленению городской территории, управлению отходами потребления;

9) разработка программ и создание условий для жилищного и социально-культурного строительства с согласия Бишкекского городского кенеша;

10) участие в выработке государственной, архитектурной, градостроительной и строительной политики, применяемой на территории города и пригородной зоны;

11) создание уполномоченных органов (комиссий) по рассмотрению административных правонарушений и привлечению к административной ответственности за правонарушения в области обращения с отходами, нарушения правил благоустройства, санитарного содержания мест общего пользования, торговли, а также за самовольное строительство и установку объектов облегченного типа без разрешительных документов;

12) координация деятельности субъектов по реализации утвержденного в установленном законодательством порядке генерального плана развития и застройки города;

13) осуществление контроля за сроками проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию капитальных объектов, участие в работе комиссии по вводу объектов в эксплуатацию;

14) разработка и реализация комплексных городских программ экологического, социального и культурного развития города с согласия Бишкекского городского кенеша;

15) координация деятельности в области эффективного функционирования систем тепло-, энерго-, водо-, газоснабжения, канализации и водоотведения, дорожной деятельности, всех видов городского транспорта и связи, благоустройства, озеленения, санитарной очистки города, а также инженерного обеспечения, эксплуатации и ремонта жилищного фонда;

16) освобождение муниципальной собственности от незаконно установленных объектов, самовольно построенных или строящихся с нарушением действующих норм зданий и строений;

17) приобретение по согласованию с Бишкекским городским кенешем объектов, в том числе земельных участков, для решения вопросов местного значения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

18) осуществление контроля за использованием земель в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

19) организация и формирование координационных совещаний по профилактике правонарушений;

20) заключение договоров и соглашений в установленном законом порядке с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в том числе зарубежными;

21) осуществление иных полномочий, установленных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 21. Полномочия мэра города Бишкек

1. Кроме полномочий, установленных Законом Кыргызской Республики "О местном самоуправлении", мэр города Бишкек:

1) координирует деятельность территориальных подразделений государственных органов, дает согласие на назначение их руководителей, участвует в конкурсном отборе претендентов на должность руководителей территориальных подразделений государственных органов, вправе поставить вопрос об отстранении от должности руководителей территориальных подразделений этих государственных органов, кроме судей, прокуроров, руководителей территориальных подразделений государственного органа национальной безопасности и органов государственной статистики Кыргызской Республики, в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей;

2) создает структурные подразделения для осуществления хозяйственной деятельности и решения вопросов местного значения в установленном порядке с согласия Бишкекского городского кенеша;

3) создает территориальные подразделения мэрии города с согласия Бишкекского городского кенеша;

4) вносит предложения по территориальному устройству города на утверждение Бишкекского городского кенеша;

5) назначает вице-мэров, руководителей муниципальных организаций и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность города, а также в установленном настоящим Законом порядке освобождает их от должности;

6) делегирует полномочия вице-мэрам по курируемым ими вопросам;

7) назначает на должность и освобождает от должности глав административных районов;

8) по представлению главы административного района назначает на должность и освобождает от должности заместителей главы административного района;

9) осуществляет поиск, инициирование проектов государственно-частного партнерства, заключает соглашения о государственно-частном партнерстве в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О государственно-частном партнерстве в Кыргызской Республике" и обеспечивает их реализацию.

2. В случае несогласия мэра с кандидатурой на должность руководителя территориального подразделения соответствующего государственного органа (несогласие аргументируется письменно) вопрос окончательно решается Премьер-министром Кыргызской Республики.

3. В случае внесения мэром представления руководителю государственного органа по вопросу освобождения руководителя территориального подразделения за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, а также решений мэра города Бишкек руководитель государственного органа в течение 10 рабочих дней принимает решение об освобождении его от должности либо не согласиться (с конкретным обоснованием) с представлением мэра.

В случае повторного внесения мэром представления в течение 3 месяцев вопрос окончательно решается Премьер-министром Кыргызской Республики.

Статья 22. Требования к мэру города Бишкек

Мэром города Бишкек может быть гражданин Кыргызской Республики, имеющий высшее образование и стаж работы на государственной, муниципальной службе или в государственных учреждениях образования, здравоохранения или на руководящих должностях в организациях, учреждениях и частных хозяйствующих субъектах не менее 5 лет, свободно владеющий государственным языком.

Не может быть мэром города Бишкек гражданин Кыргызской Республики, имеющий судимость за совершение преступления, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, имеющий судимость за совершение преступления против государственной власти независимо от того, погашена или снята судимость, а также имеющий гражданство иностранного государства.

Статья 23. Выборы мэра города Бишкек

1. Мэр города Бишкек избирается депутатами Бишкекского городского кенеша путем тайного голосования на срок созыва Бишкекского городского кенеша.

2. Право на выдвижение кандидатуры на должность мэра города Бишкек (далее - кандидат) имеют фракции, коалиции фракций Бишкекского городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики.

3. Выборы мэра города Бишкек назначаются Центральной избирательной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (далее - Центральная избирательная комиссия) не позднее 10 календарных дней со дня первой сессии вновь избранного Бишкекского городского кенеша.

В случае досрочного освобождения мэра города Бишкек от занимаемой должности Центральная избирательная комиссия назначает выборы не позднее 10 календарных дней со дня образования вакансии.

В случае досрочного освобождения мэра города Бишкек от занимаемой должности до 6 месяцев до окончания срока созыва Бишкекского городского кенеша выборы мэра города Центральной избирательной комиссией не назначаются до окончания срока созыва Бишкекского городского кенеша.

Выборы проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее 20 календарных дней со дня назначения выборов.

4. Выборы мэра города Бишкек осуществляются депутатами Бишкекского городского кенеша путем тайного голосования. Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее двух третей от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша.

5. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша.

В случае если:

- зарегистрирован один кандидат, который не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы;

- зарегистрированы два кандидата и ни один из них не набрал необходимое количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов. Если в первом туре оба кандидата набрали равное количество голосов депутатов, проводятся повторные выборы;

- зарегистрированы более двух кандидатов и ни один из них не набрал необходимое количество голосов депутатов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Если в первом туре один из кандидатов набрал наибольшее количество голосов, а последующие два кандидата набрали наименьшее равное количество голосов, проводится второй тур голосования по одной кандидатуре, набравшей наибольшее количество голосов. Если в первом туре все кандидаты набрали равное количество голосов, проводятся повторные выборы.

Если за позицию "против всех кандидатов" подано наибольшее количество голосов депутатов, принявших участие в голосовании, то проводятся повторные выборы.

Если ко дню голосования не был зарегистрирован ни один кандидат либо зарегистрированные кандидаты отказались от участия в выборах, проводятся повторные выборы.

Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы в течение 3 календарных дней со дня неизбрания мэра города Бишкек.

Повторные выборы с выдвижением новых кандидатур проводятся территориальной избирательной комиссией не позднее 15 календарных дней со дня назначения повторных выборов.

В случае если выборы не состоялись ввиду отсутствия кворума, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы в течение 3 календарных дней. В этом случае повторные выборы проводятся по ранее зарегистрированным кандидатам.

Порядок проведения выборов мэра города Бишкек, не урегулированный настоящей статьей, определяется Регламентом Бишкекского городского кенеша.

Территориальная избирательная комиссия объявляет результаты выборов, составляет соответствующий протокол и публикует в средствах массовой информации результаты выборов не позднее 7 календарных дней со дня их объявления.

6. Избранному мэру города Бишкек выдается соответствующее удостоверение установленного образца Центральной избирательной комиссией.

7. В случае повторного неизбрания депутатами Бишкекского городского кенеша мэра города Бишкек в месячный срок со дня внесения кандидатур фракции Бишкекского городского кенеша и Премьер-министр Кыргызской Республики представляют повторно кандидатуры. В случае повторного неизбрания депутатами Бишкекского городского кенеша мэра города Бишкек Президент Кыргызской Республики осуществляет роспуск Бишкекского городского кенеша и назначает досрочные выборы в установленном порядке.

Премьер-министр Кыргызской Республики назначает исполняющего обязанности мэра города Бишкек до избрания мэра новым составом Бишкекского городского кенеша.

Статья 24. Освобождение мэра города Бишкек от занимаемой должности

1. Мэр города Бишкек может быть досрочно освобожден от занимаемой должности Премьер-министром Кыргызской Республики:

1) на основании личного заявления;

2) за невыполнение или ненадлежащее исполнение нормативных правовых актов или делегированных полномочий государственных органов - с согласия большинства от общего числа депутатов городского кенеша;

3) на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда;

4) в случае признания его судом недееспособным;

5) в случае вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим, а также смерти;

6) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики;

7) в случае выхода из гражданства, утраты гражданства Кыргызской Республики или принятия гражданства иностранного государства;

8) в случае невозможности исполнять свои должностные обязанности в результате стойкой нетрудоспособности;

9) в случае выражения недоверия двумя третями голосов от общего числа депутатов Бишкекского городского кенеша.

2. В случае выражения недоверия мэру города депутатами Бишкекского городского кенеша Премьер-министр Кыргызской Республики вправе принять решение о досрочном освобождении его от должности либо не согласиться с решением Бишкекского городского кенеша.

3. В случае повторного выражения недоверия мэру города депутатами Бишкекского городского кенеша в течение 3 месяцев Премьер-министр Кыргызской Республики освобождает его от занимаемой должности.

4. В случае досрочного освобождения мэра города от должности Премьер-министр Кыргызской Республики может назначить исполняющего обязанности мэра до избрания нового мэра города.

Статья 25. Регистрация кандидатов на должность мэра города Бишкек

1. Для регистрации субъект, выдвинувший кандидата на должность мэра города Бишкек, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выборов представляет в территориальную избирательную комиссию следующие документы:

1) решение о выдвижении кандидата;

2) заявление кандидата о согласии баллотироваться;

3) биографические данные кандидата с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий) и места жительства;

4) соответствующие документы, подтверждающие требования статьи 22 настоящего Закона.

2. Территориальная избирательная комиссия в течение 3 календарных дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. При этом если избирательная комиссия обнаружила несоответствия в документах кандидата, которые являются препятствием для регистрации, в течение 24 часов после получения документов территориальная избирательная комиссия обязана уведомить субъекта, выдвинувшего кандидата, о данных несоответствиях. Субъект, выдвинувший кандидата, вправе в течение 48 часов с момента получения уведомления внести необходимые изменения и представить исправленные документы в территориальную избирательную комиссию.

3. В случае принятия решения об отказе в регистрации кандидата территориальная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента его принятия выдать субъекту, выдвинувшему кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

4. Основаниями отказа в регистрации кандидата могут быть:

1) несоблюдение порядка выдвижения, предусмотренного настоящим Законом;

2) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

3) принадлежность кандидата к гражданству другого государства;

4) непредставление субъектом, выдвинувшим кандидата, всех необходимых для регистрации документов, указанных в части 1 настоящей статьи.

5. Решение об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Центральную избирательную комиссию или суд.

6. Территориальная избирательная комиссия в течение 2 календарных дней после регистрации всех кандидатов организует выборы мэра города Бишкек.

Аппарат мэрии города Бишкек обязан оказывать территориальным избирательным комиссиям содействие в организации выборов путем предоставления помещения, установки кабин для голосования, урны для голосования и решения других вопросов, связанных с проведением выборов.

Статья 26. Отказ от участия в выборах, отзыв кандидата

1. Кандидат вправе в любое время отказаться от дальнейшего участия в выборах, подав письменное заявление об этом в территориальную избирательную комиссию. В этом случае территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

2. Субъект, имеющий право на выдвижение кандидата на должность мэра города Бишкек, в любое время, но не позднее чем за 2 календарных дня до дня голосования, вправе отозвать кандидата, подав соответствующее письменное заявление в территориальную избирательную комиссию. В этом случае территориальная избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, выдвинутого от субъекта выдвижения, обязана принять решение об отмене регистрации кандидата.

Статья 27. Вице-мэры города Бишкек

1. Мэрия города Бишкек имеет вице-мэров, в том числе первого.

Вице-мэры назначаются на должность и освобождаются от должности мэром города.

2. Освобождение вице-мэра от должности осуществляется мэром города Бишкек по основаниям и в порядке, предусмотренным для муниципальных служащих, занимающих административные должности.

3. Первый вице-мэр замещает мэра города Бишкек в период его отсутствия.

4. Вице-мэры несут ответственность за выполняемые ими функции перед мэром города Бишкек.

Статья 28. Глава административного района города Бишкек

1. Глава административного района города Бишкек является руководителем территориального подразделения мэрии города и осуществляет функции в пределах полномочий, делегированных ему мэром города.

2. Глава административного района города Бишкек:

1) руководит деятельностью административного района, подведомственных организаций и учреждений по обеспечению жизнедеятельности района, отвечает за результаты этой деятельности;

2) несет персональную ответственность за организацию надлежащего исполнения делегированных мэром города Бишкек полномочий;

3) осуществляет иные полномочия, делегированные ему мэром города Бишкек.

Статья 29. Финансово-экономические основы местного самоуправления города Бишкек

1. Экономическую основу развития города составляют муниципальная собственность, финансовые, природные и иные ресурсы, находящиеся на территории города, а также предприятия, организации и учреждения, осуществляющие деятельность на территории города.

2. Финансовую основу развития города составляют закрепленные законодательством Кыргызской Республики налоговые и неналоговые источники доходов, доходы от использования муниципальной собственности, доходы за оказанные платные услуги и выполненные работы, а также кредитные и иные финансовые ресурсы.

3. Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение местного бюджета города Бишкек осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

4. Мэрия города Бишкек в соответствии с законодательством Кыргызской Республики может создавать кредитно-финансовые институты, а также иные муниципальные учреждения, предприятия, деятельность которых направлена на обеспечение жизнедеятельности города. Мэрия города Бишкек может являться владельцем паев, акций и иных долей в уставных капиталах коммерческих организаций и проектах и получать прибыль или ее часть в соответствии с долей в уставном капитале.

5. При формировании республиканского бюджета предусматривается финансирование местного бюджета для развития учреждений науки, образования, культуры, здравоохранения и экологических программ, имеющих республиканское значение, в том числе связанных с миграцией и занятостью населения Кыргызской Республики.

Статья 30. Фонд развития города Бишкек

1. В целях социально-экономического развития города Бишкек и решения его проблем мэрия города Бишкек может создавать фонд развития города.

2. Положение о фонде развития города, включающее порядок использования и контроля за использованием средств фонда, утверждается Бишкекским городским кенешем.

3. Порядок формирования фонда развития города определяется Правительством Кыргызской Республики.

Статья 31. Взаимоотношения города Бишкек с органами государственной власти

Город Бишкек предоставляет органам государственной власти, а также представительствам иностранных государств и международных организаций необходимые для осуществления их полномочий земельные участки, здания и сооружения, находящиеся в муниципальной собственности, жилищно-коммунальные и иные услуги на возмездной основе; обеспечивает условия для проведения государственных и международных мероприятий.

Отношения с министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами и хозяйствующими субъектами, находящимися на территории города, строятся в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Споры в отношении обязательств между органами местного самоуправления города Бишкек и органами государственной власти Кыргызской Республики решаются посредством согласительных процедур или судебными органами.

Глава 3. Заключительные положения

Статья 32. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением тех его положений, для которых настоящей статьей установлены иной порядок и сроки вступления в силу.

Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 17 декабря 2013 года N 100

2. Мэр города Бишкек, избранный до вступления в силу настоящего Закона, продолжает исполнение своих полномочий до истечения срока, на который он был избран.

3. Правительству Кыргызской Республики:

- принять необходимые меры по реализации настоящего Закона;

- привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

4. Признать утратившими силу:

- Закон Кыргызской Республики "О статусе столицы Кыргызской Республики" от 16 апреля 1994 года № 1492-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 6, ст.186);

- постановление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики "О порядке введения в действие Закона Кыргызской Республики "О статусе столицы Кыргызской Республики" от 16 апреля 1994 года № 1493-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1994 г., № 6, ст.187);

- статью 4 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 22 октября 2009 года № 284 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., № 9, ст.871).

 

Президент Кыргызской Республики

 

А.Атамбаев

 

 

 

Президент Кыргызской Республики

 

31 октября 2013 года