Кабинетом Министров Кыргызской Республики принято постановление «Об утверждении Порядка регулирования деятельности юридических и физических лиц, связанной с эксплуатацией средств индивидуальной мобильности» (далее - Порядок) от 7 апреля 2025 года
№ 183. 

Согласно пункту 2 вышеуказанного постановления органам местного самоуправления рекомендуется принять соответствующие меры по реализации вышеуказанного Порядка.

В связи с тем, что разработанный мэрией во исполнение вышеуказанного постановления проект постановления Бишкекского городского кенеша «Об утверждении Порядка предоставления и пользования территорией для размещения средств индивидуальной мобильности на территории города Бишкек» затрагивает интересы предпринимателей и соответственно требует проведения анализа регулятивного воздействия, мэрия города Бишкек извещает о начале обсуждения вышеуказанного проекта и сборе предложений заинтересованных лиц по данному вопросу.

1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

         В последние годы средства индивидуальной мобильности (далее - СИМ), включая электросамокаты, стали неотъемлемой частью городской инфраструктуры и повседневной жизни жителей города Бишкек. Их популярность обусловлена удобством, мобильностью и экологичностью. Вместе с тем, стремительный рост количества СИМ на улицах города повлёк за собой ряд проблем, требующих комплексного нормативного урегулирования.

         Одной из наиболее острых проблем является беспорядочное размещение СИМ в общественных местах. Пользователи нередко оставляют устройства в непредназначенных для этого местах: на тротуарах, вблизи пешеходных переходов, входов в здания, остановок общественного транспорта и других объектах городской инфраструктуры. Такие действия препятствуют свободному передвижению пешеходов, особенно маломобильных граждан, пожилых людей и родителей с детскими колясками, а также негативно сказываются на общем архитектурно-эстетическом облике города.

         В связи с этим возникает необходимость нормативного закрепления порядка предоставления муниципальных территорий под объекты проката, включая условия и требования к субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим соответствующую деятельность.

         Кроме того, важным аспектом является необходимость обязательного информирования пользователей СИМ о правилах их безопасного и корректного использования. На данный момент отсутствует единый обязательный порядок ознакомления пользователей с нормативами эксплуатации, что повышает риск дорожно-транспортных происшествий, конфликтов с пешеходами и нарушений общественного порядка. В целях обеспечения безопасности и дисциплины, проектом предлагается внедрить обязательную инструкцию, которая должна быть доступна пользователям до начала использования СИМ. Указанная инструкция будет включать требования, утверждённые как Кабинетом Министров, так и настоящим проектом постановления.

         Дополнительной проблемой является несанкционированное длительное нахождение СИМ в неположенных местах после их использования. С целью упорядочивания данной практики постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики предусмотрена норма, обязывающая лиц, сдающих в прокат СИМ обеспечивать устранение неправильно припаркованных СИМ в течение трёх часов с момента выявления нарушения. Для усиления правоприменительных мер в данном направлении проектом предлагается, в случае неисполнения эвакуировать СИМ на штрафстоянку. За эвакуацию и хранение предусмотрено установление соответствующих штрафов, что будет способствовать соблюдению порядка и повышению ответственности лиц, сдающих в прокат СИМ. 

         Также проектом предполагается правовое закрепление полномочий подведомственных подразделений мэрии в части регулирования деятельности, связанной с заключением договора на предоставление территории для размещения СИМ, организацией их эвакуации и хранением, а также выдачей устройств владельцам. На сегодняшний день такие полномочия не определены, что создаёт затруднения в реализации надзорной и исполнительной функций со стороны местных органов власти.

         Отдельного внимания требует вопрос определения экономически обоснованной стоимости за предоставление муниципальной территории для размещения точек проката СИМ, и сумм штрафов. 

         Как описано выше, в проведения анализа регулятивного воздействия проекта постановления планируется расчет соответствующих ставок, обеспечивающих баланс интересов города, предпринимателей и горожан.

2. Описание предлагаемого правового акта и способа решения проблем: 

     Постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики
от 7 апреля 2025 года № 183 был утвержден 
Порядок регулирования деятельности юридических и физических лиц, связанной с эксплуатацией средств индивидуальной мобильности».

     Вышеуказанный порядок содержит ряд положений, которые должны быть утверждены местными кенешами для урегулирования деятельности по размещению точек аренды и эксплуатации СИМ, определение зон и маршрутов использования упорядочению деятельности арендодателей посредством определённых требований к оборудованию, техническому состоянию и размещению СИМ, также порядок эвакуирования и наложения штрафных санкций в случае неправильного размещения СИМ на муниципальной территории. 

         Таким образом, предлагаемое регулирование направлено на систематизацию и правовое урегулирование вопросов, связанных с размещением, использованием, контролем и ответственностью в сфере функционирования СИМ на территории города Бишкек.

  1. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Регулирование деятельности лиц, предоставляющих услуги проката, позволит установить четкие требования к размещению и эксплуатации таких средств, что снизит количество аварий и наездов на пешеходов, уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий. 

Утверждение Порядка создаст условия для упорядочения мехнанизма предоставления территорий для размещения СИМ, как для лиц, оказывающих услуги проката, так и для пользователей. Помимо этого установление штрафов, повысит культуру использования СИМ путем правильного размещения средств не создавая препятствий для пешеходов и транспортных средств, а также не ухудшая облик столицы из-за беспорядочного оставления средств по всему городу. 

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Принятие проекта нормативного правового акта не повлечет негативных последствий.

Урегулирование использования СИМ в Кыргызстане направлено на повышение безопасности и комфорта всех участников дорожного движения.

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства - адресатов предлагаемого регулирования:

Данный проект направлен на регулирование деятельности по предоставлению территории для размещения СИМ. 

На территории города Бишкек услуги по прокату СИМ предоставляют три частные компании ОсОО «Аренда сервис», ОсОО «Промо Экспресс» и ОсОО «Абрикос».

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

С принятием настоящего проекта постановления субъекты предпринимательства понесут дополнительные расходы при заключении договоров для размещения СИМ, а также в случае уплаты штрафов за размещение СИМ в неположенном месте. Конкретные суммы, подлежащие уплате будут разработаны при подготовке аналитической записки к проекту.

7. Приблизительная оценка расходов и выгод местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Принятие настоящего Порядка не повлечет дополнительных финансовых затрат из республиканского и местного бюджетов. 

К уведомлению прилагаются:

1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;

- является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

- существуют ли альтернативные более эффективные способы решения проблем;

- общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

2. Иная информация, которая позволяет оценить необходимость введения предлагаемого регулирования.

____________________________________________________________

                              (место для текстового описания)


Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

1. Предложения принимаются:


- по электронной почте

e-mail:

parkovki22@mail.ru

- на почтовый адрес

г. Бишкек, ул. Московская 189, 

45-40-16

2. Срок приема предложений не позднее

2 июня 2025 года

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее

16 июня 2025 года