ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 15 июля 2011 года N 101

О местном самоуправлении

(В редакции Законов КР от 30 ноября 2011 года N 228, 17 марта 2012 года N 20, 19 июня 2012 года N 87, 3 августа 2012 года N 149, 10 августа 2012 года N 164, 14 февраля 2013 года N 16, 25 апреля 2013 года N 59, 16 октября 2013 года N 192, 15 ноября 2013 года N 201, 13 января 2014 года N 10, 18 февраля 2014 года N 35, 15 мая 2014 года N 67, 17 июля 2014 года N 138, 21 ноября 2014 года N 158, 17 февраля 2015 года N34, 17 апреля 2015 года N85)

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

1. Настоящий Закон устанавливает принципы организации местной власти на уровне административно-территориальных единиц Кыргызской Республики, определяет роль местного самоуправления в осуществлении публичной власти, закрепляет организационные и правовые основы их деятельности, устанавливает компетенцию и принципы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти, государственные гарантии права местных сообществ на самоуправление.

2. Особенности организации местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления в городах Бишкек и Ош устанавливаются отдельными законами Кыргызской Республики о статусе этих городов.

Особенности организации местного самоуправления в приграничных, высокогорных, отдаленных территориях, их функции и полномочия, взаимоотношения с органами государственной власти могут устанавливаться законами Кыргызской Республики о статусе этих территорий.

3. Законами Кыргызской Республики могут быть установлены иные полномочия органов местной власти.

Статья 2. Основные понятия и термины

В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:

местное сообщество - совокупность граждан Кыргызской Республики, постоянно проживающих на территории административно-территориальной единицы, объединенных интересами под свою ответственность решать вопросы местного значения самостоятельно через представительные и исполнительные органы местного самоуправления;

член местного сообщества - гражданин Кыргызской Республики, постоянно проживающий на территории административно-территориальной единицы;

город, айылный аймак - административно-территориальная единица, в границах которой местное сообщество осуществляет местное самоуправление. Город, айылный аймак может состоять из одного или более населенных пунктов;

муниципальная собственность - собственность местных сообществ, находящаяся во владении, пользовании, распоряжении органов местного самоуправления, служащая источником получения доходов местного самоуправления и необходимая для осуществления функций местного самоуправления, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

муниципальная служба - деятельность граждан в представительных и исполнительных органах местного самоуправления, осуществляемая на профессиональной и оплачиваемой основе;

вопросы местного значения - вопросы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории, решаемые органами местного самоуправления и их должностными лицами, а также путем прямого волеизъявления граждан;

органы местного самоуправления - представительные, исполнительные органы, обеспечивающие решение вопросов местного значения;

представительный орган местного самоуправления - выборный коллегиальный орган местного самоуправления, избираемый непосредственно населением соответствующей административно-территориальной единицы и наделенный полномочиями решать вопросы местного значения. Представительными органами местного самоуправления в айылных аймаках и городах являются местные кенеши;

совместное заседание местных кенешей - собрание депутатов местных кенешей соответствующей административно-территориальной единицы - района;

исполнительный орган местного самоуправления - орган, созданный для обеспечения подготовки и исполнения решений представительного органа местного самоуправления. Исполнительными органами местного самоуправления являются мэрии городов, айыл окмоту;

выборное должностное лицо местного самоуправления - гражданин, избранный непосредственно населением или местным кенешем;

глава айыл окмоту - выборное должностное лицо, руководитель исполнительного органа местного самоуправления айылного аймака;

айыл башчысы - назначаемое должностное лицо, выполняющее функции, делегированные решением айыл окмоту;

мэр - выборное должностное лицо города, руководитель исполнительного органа местного самоуправления города;

мэрия - исполнительный орган местного самоуправления, созданный для обеспечения деятельности мэра по реализации функций исполнительного органа местного самоуправления в городе;

местная государственная администрация - государственный орган исполнительной власти на территории района;

глава местной государственной администрации - аким района;

сход граждан - прямая форма участия населения в решении вопросов местного значения путем обсуждения их на собраниях граждан, проживающих на территории одной улицы, одного квартала, микрорайона или села, с принятием по ним рекомендаций или решений в соответствии с уставом местного сообщества;

курултай местного сообщества - собрание представителей местных сообществ с целью обсуждения вопросов, представляющих общий интерес;

делегированные государственные полномочия - отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом;

устав местного сообщества (города, айылного аймака) - акт, утверждаемый нормативным правовым актом местного кенеша и регулирующий порядок взаимоотношений местного сообщества между собой и органами местного самоуправления по вопросам жизнедеятельности населения соответствующей территории;

функция - сфера деятельности органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления, связанная с предоставлением услуг населению;

компетенция - совокупность юридически установленных прав и обязанностей государственного органа или органа местного самоуправления;

полномочия - предусмотренное законодательством Кыргызской Республики право органов государственной власти или органов местного самоуправления осуществлять определенную деятельность, направленную на исполнение ими возложенных на них функций.

(В редакции Законов КР от 3 августа 2012 года N 149, 21 ноября 2014 года N 158)

Глава 2
Принципы, структура и организационные основы местного самоуправления

Статья 3. Принципы местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется на принципах:

1) разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) открытости и ответственности органов местного самоуправления перед местным сообществом и осуществления ими своих функций в интересах местного сообщества;

3) законности и социальной справедливости;

4) самообеспечения, саморегулирования и самофинансирования;

5) волеизъявления граждан через систему органов местного самоуправления, а также через сходы граждан, собрания и курултаи;

6) защиты прав и охраняемых законом интересов местных сообществ;

7) гласности и учета общественного мнения;

8) коллегиальности, свободного обсуждения при решении соответствующих вопросов;

9) независимости местных кенешей в решении вопросов своей компетенции;

10) проведения на постоянной основе мониторинга и оценки нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления функционируют в тесном взаимодействии с органами государственной власти по созданию условий для реализации конституционных прав граждан Кыргызской Республики на участие в решении вопросов государственного и местного значения.

(В редакции Закона КР от 18 февраля 2014 года N 35)

Статья 4. Местное самоуправление

1. Местное самоуправление - самостоятельная деятельность местного сообщества в своих интересах и под свою ответственность, направленная на решение вопросов местного значения.

2. Местное самоуправление осуществляется местными сообществами через представительные и исполнительные органы айылного аймака и города, а также путем непосредственного участия граждан.

(В редакции Закона КР от 3 августа 2012 года N 149)

Статья 5. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, этнической принадлежности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам, а также получать информацию о деятельности органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства обладают такими же правами и обязанностями, что и граждане Кыргызской Республики, за исключением права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Статья 6. Система органов местного самоуправления

Систему органов местного самоуправления образуют:

1) местные кенеши (айылные и городские) - представительные органы местного самоуправления;

2) айыл окмоту, мэрии городов - исполнительные органы местного самоуправления.

(В редакции Закона КР от 3 августа 2012 года N 149)

Статья 7. Формы осуществления местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется в форме представительного и непосредственного участия местного сообщества в местном самоуправлении.

2. Представительное участие местного сообщества в осуществлении местного самоуправления реализуется через местные кенеши. В предусмотренных уставом местного сообщества случаях представительное участие местного сообщества города или айылного аймака осуществляется также через главу исполнительного органа местного самоуправления.

3. Непосредственное участие местного сообщества в реализации местного самоуправления осуществляется в форме:

1) обсуждения всех важных вопросов общественной и государственной жизни и вопросов местного значения на собраниях (сходах) членов местного сообщества;

2) выборов депутатов местных кенешей;

3) проявления нормотворческой инициативы и/или участия в прямом голосовании по особо важным вопросам местного значения.

Статья 8. Муниципальная служба

1. Граждане Кыргызской Республики имеют равный доступ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений.

2. Порядок организации и прохождения муниципальной службы регулируется законодательством Кыргызской Республики.

Статья 9. Государственная политика в области местного самоуправления

1. Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

2. При подготовке и принятии решений по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы местных сообществ, органы государственной власти проводят консультации и обсуждение с органами местного самоуправления и их ассоциациями и союзами местных сообществ в установленном законом порядке.

3. Официальные обращения органов местного самоуправления по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы местных сообществ, направляемые в органы государственной власти, подлежат обязательному рассмотрению по существу поставленных в них вопросов.

4. Органы государственной власти осуществляют контроль за законностью в деятельности органов местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами.

(В редакции Закона КР от 19 июня 2012 года N 87)

Статья 10. Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления

К полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

1) принятие законов в области местного самоуправления, обеспечение их единообразного исполнения и контроль за их соблюдением;

2) принятие государственных программ развития местного самоуправления;

3) обеспечение гарантий осуществления обязанностей государства в области местного самоуправления, установленных Конституцией Кыргызской Республики (далее - Конституция) и законами Кыргызской Республики;

4) регулирование в соответствии с законодательством порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;

5) наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, а также передача им отдельных государственных полномочий в соответствии с законом или договором, материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных государственных полномочий, контроль за реализацией переданных государственных полномочий и средств;

6) установление и обеспечение государственных минимальных социальных норм;

7) обеспечение дошкольного образования, школьного и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

8) обеспечение здравоохранения в соответствии с государственными стандартами;

9) регулирование отношений между республиканским и местными бюджетами, обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

10) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

11) обеспечение государственных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

12) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения административно-территориальных единиц, установление и изменение их границ с учетом административно-территориального устройства государства, а также их наименований;

13) установление порядка разграничения и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и местным самоуправлением, а также между органами местного самоуправления, в том числе различных территориальных уровней;

14) обеспечение и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;

15) установление порядка проведения местных выборов и государственных гарантий избирательных прав граждан при их проведении;

16) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;

17) регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение законов;

18) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц;

19) регулирование в соответствии с законом особенностей организации местного самоуправления на территориях с особым статусом, обусловленным необходимостью обеспечения безопасности государства;

20) регулирование в соответствии с законами, а также настоящим Законом особенностей организации местного самоуправления на отдельных территориях, обусловленных соответствующими историческими и иными местными традициями;

21) принятие и изменение законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;

22) установление порядка регистрации уставов местных сообществ;

23) организация распределения материальной, денежной и иных видов государственной и гуманитарной помощи;

24) контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений, других хозяйствующих субъектов по исполнению законодательства об охране окружающей среды, за использованием земли и природных ресурсов, соблюдением норм и правил градостроительства и архитектуры, санитарных норм, проведением экологических мероприятий в порядке, установленном законодательством;

25) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 30 ноября 2011 года N 228)

Статья 11. Приостановление полномочий органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления не вправе издавать акты, не соответствующие Конституции, законам и другим нормативным правовым актам Кыргызской Республики, принятым в установленном порядке, совершать действия, создающие прямую угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также действия, направленные на нарушение территориальной целостности государства, пропаганду и разжигание межнациональной и религиозной розни, другие действия.

2. В случае совершения нарушений, указанных в части 1 настоящей статьи, Президент Кыргызской Республики (далее - Президент) и Правительство Кыргызской Республики (далее - Правительство) вправе принять меры, предусмотренные Конституцией, конституционным законом о чрезвычайном положении, в том числе приостановить деятельность органов местного самоуправления, виновных в этом, и ввести на данной территории прямое государственное управление до вынесения судебного решения. Порядок введения прямого государственного управления и режим такого управления определяются Правительством в соответствии с законами Кыргызской Республики.

3. С введением прямого государственного управления Правительство обеспечивает его исполнение и при необходимости обращается в судебные органы для отмены неправомерных актов соответствующих органов местного самоуправления.

4. В случае установления в судебном порядке факта совершения органами местного самоуправления указанных в части 1 настоящей статьи действий Президент вправе распустить местный кенеш и объявить выборы нового состава кенеша.

5. Местный кенеш также может быть распущен Президентом в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 12. Ответственность органов местного самоуправления за принятые ими решения

1. Органы местного самоуправления несут ответственность за законность принимаемых решений.

2. Споры по восстановлению нарушенных прав юридических и физических лиц, возникающие в результате действий или бездействия органов местного самоуправления, а также возмещение причиненного ущерба решаются в судебном порядке.

Статья 13. Общественные объединения, ассоциации и союзы местных сообществ

1. Местные сообщества для координации своей деятельности в целях взаимопомощи, совместного решения социальных, экономических и культурных задач, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать некоммерческие организации в порядке и формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

2. Организациям, не входящим в систему органов местного самоуправления, не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

3. Местные сообщества вправе входить в международные союзы и ассоциации местных сообществ, но при этом не вправе выступать от имени государства.

Статья 14. Местная нормотворческая (народная) инициатива

1. Члены местного сообщества имеют право на нормотворческую инициативу по вопросам местного значения. Порядок реализации местной нормотворческой инициативы определяется уставом местного сообщества в соответствии с законом. Проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, внесенные в местные кенеши в порядке местной нормотворческой (народной) инициативы, подлежат рассмотрению с обязательным участием их инициаторов и других представителей соответствующего местного сообщества.

2. Правом местной нормотворческой (народной) инициативы обладает не менее одной трети членов местного сообщества.

(В редакции Закона КР от 3 августа 2012 года N 149)

Статья 15. Уставы местных сообществ

1. Уставы местных сообществ принимаются соответствующими местными кенешами по итогам обсуждения на собраниях (сходах) или курултаях соответствующего местного сообщества. Решение об утверждении устава должно быть принято большинством голосов от общего числа депутатов соответствующего местного кенеша.

2. Устав местного сообщества в соответствии с законами Кыргызской Республики регламентирует основные принципы и правила внутренней жизнедеятельности местного сообщества, предусматривает права и обязанности членов местного сообщества, определяет порядок взаимоотношений местного сообщества и органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, включая участие местного сообщества в бюджетном процессе и другие вопросы деятельности местного самоуправления, не урегулированные законодательством Кыргызской Республики.

3. Изменения и дополнения к принятым ранее уставам принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов местного кенеша по итогам обсуждения на собраниях (сходах) или курултаях соответствующего местного сообщества.

Изменения и дополнения к уставу могут инициироваться членами местного сообщества в количестве не менее одной трети членов местного сообщества или группой депутатов соответствующего местного кенеша численностью не менее одной трети от общего числа депутатов местного кенеша.

4. Если уставом не урегулированы вопросы, отнесенные настоящим Законом к сфере регулирования уставами, то они регулируются настоящим Законом.

5. Устав местного сообщества подлежит обязательной регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов местных кенешей.

Копия нормативного правового акта об утверждении устава местного сообщества после официального опубликования с приложением текста устава направляется в территориальное подразделение Министерства юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов.

(В редакции Законов КР от 30 ноября 2011 года N 228, 21 ноября 2014 года N 158)

Глава 3
Вопросы местного значения органов местного самоуправления и делегирование государственных полномочий

Статья 16. Принципы установления вопросов местного значения, иных функций и полномочий органов местного самоуправления

Установление вопросов местного значения, иных функций и полномочий органов местного самоуправления производится на основе следующих принципов:

1) предоставление услуг максимально нижестоящим уровнем управления, который в состоянии эффективно предоставлять такие услуги;

2) эффективность и целесообразность при осуществлении функций и полномочий в целях обеспечения качества предоставляемых услуг;

3) дифференциация функций и полномочий органов местного самоуправления в зависимости от территориальных, экономических и иных особенностей органов местного самоуправления;

4) наличие местного интереса в исполнении функций и осуществлении полномочий;

5) гармонизация общегосударственных и местных интересов;

6) открытость и коллегиальность;

7) разграничение функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в нормативных правовых актах.

Статья 17. Порядок установления и решения вопросов местного значения

1. Вопросы местного значения устанавливаются, изменяются и прекращаются настоящим Законом и уставом местного сообщества.

2. Государство передает органам местного самоуправления из государственной собственности в муниципальную собственность имущество, необходимое для решения вопросов местного значения.

3. Порядок взаимоотношений органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливается законом, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также уставом местного сообщества.

4. Органы местного самоуправления по результатам решения вопросов местного значения подотчетны местному сообществу соответствующей территории.

Статья 18. Вопросы местного значения

1. Для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг к ведению органов местного самоуправления относятся следующие вопросы местного значения:

1) обеспечение экономического развития соответствующей территории, а также привлечение инвестиций и грантов;

2) управление муниципальной собственностью;

3) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;

4) снабжение питьевой водой населения;

5) обеспечение работы системы канализации и очистных сооружений в населенных пунктах;

6) обеспечение функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах;

7) организация освещения мест общего пользования;

8) обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг;

9) благоустройство и озеленение мест общественного пользования;

10) обеспечение функционирования парков, спортивных сооружений и мест отдыха;

11) организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов;

12) обеспечение функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов;

13) контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия местного значения;

14) организация и обеспечение работы библиотек местного значения;

15) установление правил землепользования и обеспечение соблюдения норм и правил градостроительства и архитектуры;

16) размещение рекламы на территории соответствующего населенного пункта в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;

17) содействие охране общественного порядка;

18) создание условий для развития народного художественного творчества;

19) создание условий для организации досуга;

20) организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью;

21) обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта;

22) содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

23) осуществление полномочий в сфере недропользования, отнесенных к ведению органов местного самоуправления законодательством Кыргызской Республики о недропользовании.

2. Перечисленные в части 1 настоящей статьи полномочия не являются исчерпывающими и не ограничивают местные сообщества и их органы в осуществлении иных полномочий, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 19 июня 2012 года N 87, 13 января 2014 года N 10, 15 мая 2014 года N 67)

Статья 19. Порядок передачи вопросов местного значения органами местного самоуправления

1. Орган местного самоуправления вправе передать исполнение отдельных вопросов местного значения юридическим и физическим лицам с одновременным определением и передачей средств или источников финансирования исполнения передаваемых вопросов местного значения.

2. Передача органом местного самоуправления исполнения отдельных вопросов местного значения производится в случаях целесообразности такой передачи для более эффективного использования бюджетных средств.

3. Решение о передаче исполнения отдельных вопросов местного значения принимается исполнительным органом местного самоуправления с согласия местного кенеша.

Статья 20. Делегированные государственные полномочия

1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.

2. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется на основании закона или договора с одновременным установлением порядка государственного обеспечения условий реализации передаваемых полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами.

В случае делегирования государственных полномочий на основании договора между органами государственной власти и местного самоуправления, условия договора подлежат утверждению соответствующим местным кенешем.

3. Делегирование государственных полномочий допускается лишь в случаях, когда государство одновременно с делегированием государственных полномочий предусматривает целевые трансферты из республиканского бюджета в местный бюджет или определяет иные источники финансирования, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий.

4. По делегированным государственным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны уполномоченным органам государственной власти.

5. Законы и договоры о делегировании государственных полномочий должны предусматривать:

1) государственное полномочие, которое делегируется органам местного самоуправления;

2) методическую, организационную, консультативную и иные формы оказания содействия органами государственной власти в осуществлении органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий;

3) требования к отчетности;

4) механизм контроля над осуществлением делегированных государственных полномочий со стороны государства.

6. К основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, относятся:

1) разработка и выполнение программ занятости и миграции населения;

2) учетная регистрация граждан, осуществление контроля за выполнением правил паспортного режима, проведение в установленном порядке прописки и выписки граждан, составление списков избирателей;

3) регистрация актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

4) обеспечение зданиями и иными объектами для предоставления услуг в сфере школьного, дошкольного и профессионального образования и здравоохранения;

5) совершение нотариальных действий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

6) выдача гражданам документов, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение, и иных документов, предусмотренных законодательством;

7) ведение первичного учета военнообязанных и призывников, принятие их на воинский учет и снятие с учета, содействие в организации призыва на воинскую службу;

8) распределение и использование земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;

9) обобщение материалов по перспективному развитию сельскохозяйственного производства, составление экономических прогнозов по производству сельскохозяйственной продукции;

10) содействие в организации своевременного проведения ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических мероприятий и селекционно-племенной работы в животноводстве;

11) обеспечение надлежащих мер по борьбе с потравами посевов сельскохозяйственных культур, охране лесозащитных полос и лесных массивов;

12) сбор налогов, пошлин и страховых взносов;

13) разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды;

14) обеспечение защиты прав потребителей;

15) организация теплоснабжения на соответствующей территории;

16) выявление малоимущих семей в целях организации им адресной социальной защиты;

17) первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в сельской местности в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

17-1) осуществление мероприятий по укреплению межэтнических отношений, а также по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов;

18) иные полномочия, установленные законом.

(В редакции Законов КР от 30 ноября 2011 года N 228, 3 августа 2012 года N 149, 17 апреля 2015 года N85)

Глава 4
Организационно-правовые основы деятельности местных кенешей

Статья 21. Местные кенеши

1. Местные кенеши - представительные органы местного самоуправления, формируемые в порядке, установленном настоящим Законом, законодательством о выборах и о статусе депутатов местных кенешей, сроком на 4 года.

2. В Кыргызской Республике устанавливаются следующие местные кенеши:

1) айылный кенеш - представительный орган местного самоуправления в айылном аймаке;

2) городской кенеш - представительный орган местного самоуправления в городе;

3) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 3 августа 2012 года N 149)

3. Местные кенеши состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения выборов депутатов местных кенешей определяется законом.

4. Местные кенеши являются юридическими лицами и вправе самостоятельно решать любые вопросы, отнесенные законодательством к их компетенции. Местные кенеши соответствующей административно-территориальной единицы - района вправе проводить совместные заседания местных кенешей и принимать совместное решение в виде постановления в соответствии с настоящим Законом. Отмена решений местных кенешей в случае их противоречия Конституции и законам Кыргызской Республики осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

5. Избранные депутаты городских кенешей в соответствии с партийной принадлежностью объединяются в депутатские фракции (далее - фракции). Большинством в городском кенеше считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в городском кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов. Фракция или фракции, не входящие в коалицию фракций большинства, считаются меньшинством в городском кенеше.

В случае объединения депутатов городского кенеша в коалицию фракций большинства фракции или коалиции фракций меньшинства передается постоянная комиссия по бюджету и финансам.

(В редакции Законов КР от 3 августа 2012 года N 149, 16 октября 2013 года N 192, 21 ноября 2014 года N 158)

Статья 21-1. Совместное заседание местных кенешей

1. К компетенции совместного заседания местных кенешей относятся:

1) внесение предложения по кандидатуре для назначения на должность главы местной государственной администрации - акима в порядке, установленном законом;

2) заслушивание не реже одного раза в год отчета главы местной государственной администрации о положении дел на соответствующей территории;

3) выражение недоверия главе местной государственной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей двумя третями голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей;

4) представление Центральной избирательной комиссии кандидатур для включения в состав территориальной избирательной комиссии, а также кандидатур в состав резерва территориальной избирательной комиссии в количестве, установленном Законом Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики".

2. Инициированием вопроса о выражении недоверия главе местной государственной администрации является письменное представление, подписанное не менее одной третью от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей. Подписавший представление депутат не имеет права отозвать свою подпись.

3. Основной организационно-правовой формой работы совместного заседания местных кенешей является заседание. Порядок и периодичность проведения заседаний определяются регламентом совмес?