В целях обеспечения единого порядка при проведении мероприятий по демонтажу объектов облегченного типа и сносу самовольных построек на территории города Бишкек, руководствуясь статьей 110 Конституции Кыргызской Республики, в соответствии со статьей 254-1 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, статьей 16 Земельного кодекса Кыргызской Республики, статьей 14 Закона Кыргызской Республики «Об индивидуальном жилищном строительстве», статьей 20 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении», Бишкекский городской кенеш:


                                               ПОСТАНОВЛЯЕТ:


         1. Утвердить положение «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек» согласно приложению.

         2. При демонтаже объектов облегченного типа и сносе самовольных построек комиссии созданной мэрией г.Бишкек, строго руководствоваться Положением «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек».

         3. Зарегистрировать настоящее постановление и направить в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

         4. Настоящие нормы указанные в Положении «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек» вступает в силу после утверждения и вступления в силу в установленном порядке правил застройки и землепользования г.Бишкек.

         5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра, курирующего вопросы транспорта и муниципальной собственности.



Председатель Бишкекского

городского кенеша                                                             




Приложение к 

постановлениюБишкекского городского кенеша

от «___» _______2020 года №_____


ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек.


I. Общие положения


1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 254-1 Гражданского Кодекса Кыргызской Республики, статьей 16 Земельного Кодекса Кыргызской Республики, статьей 14 Закона Кыргызской Республики «Об индивидуальном жилищном строительстве в Кыргызской Республике», статьей 20 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы», и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

2. Объектом демонтажа и сноса являются незаконно установленные объекты облегченного типа и самовольные постройки, расположенные на территории города Бишкек.

3. Требования настоящего Положения распространяются на все незаконно, самовольно установленные объекты облегченного типа на территории города Бишкек, а также самовольные постройки, расположенные на территории города Бишкек в случае, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не установлено.


II. Понятия, применяемые в настоящем Положении


4. Понятия, применяемые в настоящем Положении:

объект облегченного типа – нестационарный или некапитальный объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, площадку, не связанную прочно с земельным участком, вне зависимости от функционального назначения и подключения к сетям инженерно-технического обеспечения или отсутствия такого подключения.

Общим критерием отнесения объектов к нестационарным и некапитальным объектам (движимому имуществу) является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.

К объектам облегченного типа относятся: передвижные, переносные палатки, киоски, лотки, павильоны, летние площадки, навесы, рекламные конструкции, переносные (мобильные) точки реализации напитков и др., сатураторы, вышки сотовой связи и сооружения, не являющиеся объектом недвижимости.

самовольная постройка - самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также созданное без получения на это необходимых разрешений либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, установленных законодательством Кыргызской Республики.

уполномоченный орган - структурное подразделение мэрии городаБишкек, наделенное полномочиями по осуществлению контроля за использованием земель, находящихся в муниципальной собственности.


III. Порядок демонтажа объекта облегченного типа


5. Объект облегченного типа подлежит демонтажу:

а) в случае функционирования объекта облегченного типа без надлежащего оформления разрешительных документов на размещение;

б) в случае реализации нового строительства;

в) по решению суда;

г) по решению Управления землепользования и строительства мэрии города Бишкек в случаях:

- нарушения условий договора;

- неуплаты арендных платежей в течение 3-х месяцев;

- несоответствия архитектурным и градостроительным требованиям;

- отклонения от согласованного архитектурно - технического заключения;

- принятия органами местного самоуправления решений, регулирующих жизнедеятельность и развитие города.

6. Демонтаж объекта облегченного типа производится за счет владельца объекта по предварительному уведомлению за 5 дней.

В случае демонтажа объекта облегченного типа,функционирующего без соответствующих документов, предварительное уведомление не требуется.

Если владелец объекта облегченного типа не установлен, и в дальнейшем местонахождение установить не представляется возможным, уполномоченным органом составляется акт и уведомление о демонтаже крепится на объекте облегченного типа.

После проведения демонтажа владелец объекта облегченного типа обязан привести земельный участок в первоначальное состояние и благоустроить.

7. Демонтаж объекта облегченного типа производится уполномоченным органом по истечении установленного срока, указанного в уведомлении о демонтаже, в присутствии владельца объекта облеченного типа либо его представителя. При демонтаже владелец либо его представитель обязан освободить объект от находящихся в нем материальных ценностей.

В случае создания препятствий проведению демонтажа со стороны владельца или его представителя составляется опись находящихся в объекте материальных ценностей, и демонтаж производится с находящимися в нем материальными ценностями без компенсации возможного материального и морального ущерба, при этом уполномоченный орган не несет ответственности за целостность объекта и других ценностей.

В случае отсутствия владельца, уполномоченный орган составляет акт вскрытия для инвентаризации материальных ценностей, находящихся в объекте облегченного типа, при обязательном участии представителя правоохранительных органов, с ведением видеофиксации процедуры вскрытия и инвентаризации, где демонтаж производится с находящимися в нем материальными ценностями без компенсации возможного материального и морального ущерба, при этом уполномоченный орган не несет ответственности за целостность объекта и других ценностей.

8. При проведении демонтажа объектов облегченного типа уполномоченным органом могут быть привлечены представители других структурных подразделений и служб мэрии города Бишкек, а также правоохранительных органов по согласованию с руководством структурных подразделений и служб мэрии города Бишкек и правоохранительных органов.

9. Демонтированный объект облегченного типа направляется на место складирования и хранения, определенное мэрией города Бишкек.Выдача объекта производится при оплате владельцем объекта облегченного типа всех затрат, понесенных по демонтажу при предъявлении квитанции об оплате и письменного подтверждения уполномоченного органа по землепользованию и строительству.

10. Хранение демонтированного объекта облегченного типа осуществляется на платной основе.

11. Администрация места складирования и хранения, определенное мэрией города Бишкек, принявшая на хранение объект облегченного типа несет ответственность за сохранность объекта и материальных ценностей находящихся в нем.

12. Демонтированный объект облегченного типа хранится в течение 5-ти лет. По истечении 5 - ти лет уполномоченный орган по землепользованию и строительству имеет право обратиться в суд с заявлением о признании его бесхозяйным. В случае признания судом объекта облегченного типа бесхозяйным, объект переходит в муниципальную собственность города Бишкек.


IV. Порядок организации работы по выявлению самовольных построек


13. Выявление самовольных построекосуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц, а также по результатам проверок уполномоченным органом.

14. При выявлении самовольной постройки, уполномоченным органом составляется акт, с приложением схемы земельного участка, на котором расположена самовольная постройка и фотографии самовольной постройки.

В акте указываются:

а) дата и место составления акта;

б) адрес ближайшего строения, рядом с которым находится самовольная

постройка;

в) полное описание самовольной постройки.

15. Уполномоченный орган для установления лица, осуществившего самовольную постройку, направляет следующие запросы:

а) в уполномоченный орган по предоставлению прав на земельные участки для получения информации о предоставлении данного земельного участка под строительство;

б) в уполномоченный орган по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество для получения сведений о зарегистрированных правах на рассматриваемый земельный участок;

в) в Муниципальное предприятие «Бишкекглавархитектура» о предоставлении градостроительной документации на рассматриваемый земельный участок;

г) в органы внутренних дел для установления личности, лица осуществившего самовольную постройку;

д) в муниципальную администрацию по соответствующему административному району города Бишкек о предоставлении имеющейся информации по самовольной постройке на подведомственной территории.

16. Уполномоченный орган, обобщает предоставленные материалы и формирует информационный пакет о каждой самовольной постройке.


V. Полномочия комиссии


17. Для осуществления сноса самовольных построек, расположенных на территории города Бишкек, в случае, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не установлено мэрией города Бишкек создается комиссия (далее – Комиссия по сносу самовольных построек). Состав Комиссии утверждается мэрией города Бишкек.Председателем комиссии является вице-мэр, курирующий вопросы градостроительства и муниципальной собственности. В состав комиссии включается представители мэрии города Бишкек, муниципальных администраций мэрии города Бишкек по административным районам, структурных и территориальных подразделений мэрии города Бишкек, а также представители общественности. Организационное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Уполномоченный орган, который несет ответственность за правильность составления протокола и соответствие протокола принятым решениям на заседании Комиссии.

18. Комиссия является коллегиальным органом местного самоуправления города Бишкек, осуществляющий свою деятельность в целях решения вопросов, связанных сосносом самовольных построек, расположенных на территории города Бишкек, в случае, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не установлено.

19. Комиссия осуществляет свою деятельность в форме заседаний. Заседания комиссии проводятся не менее двух раз в месяц.Уполномоченный орган оповещает и обеспечивает материалами предстоящего заседания членов Комиссии.Сформированный информационный пакет доводится до сведения каждого члена Комиссии посредством предоставления копии собранных материалов за три рабочих дня до ее заседания.

В день заседания Комиссии результаты оформляются протоколами в двух экземплярах, каждый из которых подписывается председателем, секретарем и всеми присутствующими членами Комиссии. Каждый лист протоколов подлежит парафированию (подписанию) всеми присутствующими членами Комиссии.

Один экземпляр протокола хранится в архиве уполномоченного органа, второй экземпляр протокола направляется в мэрию города Бишкекне позднее 10 дней со дня проведения заседаний Комиссии.

20. Заседания Комиссии ведет председатель комиссии, в его отсутствие - один из заместителей председателя Комиссии.

При проведении заседаний Комиссии ведется видеозапись в режиме онлайн посредством прямой видеотрансляции в сети Интернет (на официальной странице в социальных сетях).

21. Комиссия вправе принимать решения, если на заседании присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.

22. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих, путем открытого голосования. При равенстве голосов, голос председательствующего является решающим.

23. Комиссия на основании предоставленных уполномоченным органом информаций и материалов принимает соответствующее решение.

24. Комиссия вправе:

а) получать от соответствующих служб и подразделений мэрии города Бишкек и хозяйствующих субъектов документы, заключения, акты экспертиз и иные материалы, относящиеся к рассматриваемым на заседаниях вопросам;

б) ходатайствовать о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников структурных и территориальных подразделений мэрии города Бишкек в случае подготовки материалов на рассмотрение комиссии с нарушением законодательства Кыргызской Республики;

в) ходатайствовать перед мэрией города Бишкек о замене члена комиссии в случае пропуска имзаседаний комиссий три раза подряд без уважительных причин.

25. В случае если член Комиссии имеет прямую финансовую заинтересованность или находится в родственных отношениях с лицом, заявление которого рассматривается, он освобождается от участия в рассмотрении данного вопроса и не вправе принимать участие в голосовании.


VI. Порядок сноса самовольных построек


26. Снос самовольной постройки осуществляется по решению Комиссии.

27.  Организацию работ по сносу самовольной постройки осуществляет уполномоченный орган.

28. Уполномоченный орган направляет информацию о принятом решении в соответствующее МТУ и крепит уведомление на самовольной постройке с указанием необходимости освобождения земельного участка, на котором осуществлена самовольная постройка в течение тридцатидневного срока. В случае невозможности размещения уведомления на самой постройке, уведомление крепится на отдельном стенде в границах земельного участка, на котором осуществлена самовольная постройка. После истечения тридцатидневного срока, указанного в уведомлении, уполномоченный орган приступает к организации работ по сносу. О размещении уведомления об освобождении земельного участка составляется акт.

29. При проведении сноса могут быть привлечены сотрудники и специалисты других структурных подразделений и служб мэрии города Бишкек по согласованию. Для сохранения правопорядка могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов.

30. Завершение работ по сносу самовольных построек оформляется актом.

31. В случае необходимости уполномоченным органом с участием привлеченных специалистов производится вскрытие самовольной постройки с оформлением акта о вскрытии и составлением описи находящихся в ней материальных ценностей и иного имущества. Акт о вскрытии и о составлении описи подписывается уполномоченным органом по сносу, привлеченными специалистами, а также сотрудниками МТУ и правоохранительных органов. Во избежание спорных и конфликтных ситуаций уполномоченный орган проводит процедуру видеофиксации.

32. Хранение имущества осуществляется в месте, определенном мэрией города Бишкек, в течение 5-ти лет со дня сноса самовольной постройки.

33. Имущество, находящееся на хранении может быть возвращено самовольному застройщику на основании его заявления при условии оплаты им затрат, связанных со сносом самовольной постройки, транспортировкой и хранением имущества.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие принадлежность имущества самовольному застройщику и оплату затрат, понесенных уполномоченным органом при сносе самовольной постройки.

34. Уполномоченный орган хранит материальные ценности в течение 5-ти лет. По истечении 5-ти лет уполномоченный орган имеет право обратиться в суд с заявлением о признании их бесхозяйным.

35. Составленные акты подписываются уполномоченным органом и сотрудниками МТУ, а также подшиваются к делу. Срок хранения дела о сносе составляет пять лет.


Руководитель аппарата     

Бишкекского городского кенеша



СПРАВКА – ОБОСНОВАНИЕ


к проекту постановления Бишкекского городского кенеша

Об утверждении Положения «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек».


1.Цель и задачи проекта

Вносимый проект постановления Бишкекского городского кенеша об утверждении Положения «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек» разработан с целью регулирования вопросов сноса, демонтажа незаконных объектов.

Основной задачей Проекта является пресечение незаконного установления различных объектов облегченного типа и захвата муниципальных земель и предусматривает последствия нарушения в виде сноса, демонтажа.

Необходимость демонтажа возникает с целью предотвращения нарушений в сфере использования муниципальных земель.

Особо отмечаем, что весьма часто самовольно осуществляется занятие именно земель общего пользования населенных пунктов, состоящих из земель, используемых в качестве путей сообщения либо для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (дороги, улицы, тротуары, придорожные земельные полосы, газоны, арычные, другие оросительные сети, расположенные и проходящие вдоль автомобильных дорог, проезды, лесопарки, бульвары, скверы, водоемы и др.). 

Подобное обстоятельство  является недопустимым и способствует нанесению ущерба муниципальной собственности.

Настоящий проект постановления разработан в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления при проведении мероприятий по демонтажу объектов облегченного типа и сносу самовольной постройки.

Задачами проекта является применение и соблюдение единого порядка при осуществлении, проведении мероприятий по демонтажу объектов облегченного типа, выявлению и сносу самовольных построек на территории города Бишкек, в случае, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не установлено.

Проект устанавливает единый порядок по демонтажу объектов облегченного типа, принятия решений о сносе, а также процедуру сноса самовольных построек.

2. Описательная часть

В принятых новых нормативно правовых актов о порядке предоставлений земельных участков в срочное пользование и порядке заключения договора аренды на новый срок, а также прекращения прав временного пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Бишкек, порядок демонтажа объектов облегченного типа не были прописаны. В постановлении Бишкекского городского кенеша №141 от 14.01.2020 года «Об утвержденииположения«О порядке предоставления земельных участков в срочное (временное) пользование на условиях аренды в городе Бишкеке» указано что, настоящее постановление вступает в силу после утверждения и вступления в силу в установленном порядке правил застройки и землепользования города Бишкек. 

В этой связи данный проект разработан для принятия мер путем демонтажа и сноса, незаконно установленных объектов облегченного типа, после утверждения и вступления в силу правил застройки и землепользования города Бишкек. 

Также необходимо отметить, что ст. 254-1 Гражданского кодекса Кыргызской Республики предусматривает, что снос самовольных построек осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. В связи с чем, считаем, целесообразным образовать решением мэрии города Бишкек Комиссиюпо вопросам сноса самовольных построек на территории города Бишкек.

    В соответствии со статьей 20 Закона Кыргызской Республики «О статусе столицы» к компетенции мэрии города Бишкек, относятсясоздание уполномоченных органов (комиссий) по рассмотрению административных правонарушений и привлечению к административной ответственности за правонарушения в области обращения с отходами, нарушения правил благоустройства, санитарного содержания мест общего пользования, торговли, а также за самовольное строительство и установку объектов облегченного типа без разрешительных документов иосвобождение муниципальной собственности от незаконно установленных объектов, самовольно построенных или строящихся с нарушением действующих норм зданий и строений.

Снос самовольной постройки осуществляется за счет средств органа местного самоуправления, принявшего решение о ее сносе

На основании вышеизложенного, для установления единого порядка демонтажа незаконно установленных объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек, в случае, когда лицо, осуществившее самовольную постройку, не установлено, а также освобождения муниципальной собственности от незаконного использования и улучшения внешнего облика столицы, считаем необходимым принятие Бишкекским городским кенешем постановления «Опорядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек».

3.Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий за собой не повлечет.

4. Информация о результатах общественного обсуждения

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект постановления направляется для размещения на официальном сайте Бишкекского городского кенеша, для прохождения процедуры общественного обсуждения.

5. Анализ соответствия проекта законодательству

Представленный проект разработан в соответствии с Земельным кодексом Кыргызской Республики, Гражданским кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» и не противоречит нормам действующего законодательства, а также вступившим в установленном порядке в силу международных договорам, участницей которых является Кыргызская Республика.

6. Информация об анализе регулятивного воздействия

Представленный проект не требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку не направлен на регулирование предпринимательской деятельности. 

       На основании вышеизложенного, вносим на рассмотрение Бишкекского городского кенеша проект постановления Бишкекского городского кенеша

«Об утверждении Положения «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек».



Вице-мэр                                                                              А.Алымкулов



Юридическое заключение


к проекту постановления Бишкекского городского кенеша

«Об утверждении Положения «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории г. Бишкек»


Вносимый на рассмотрение сессии Бишкекского городского кенеша проект постановления Бишкекского городского кенеша «Об утверждении Положения «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории города Бишкек» разработан в целях установления единого порядка при осуществлении и проведении мероприятий по выявлению, демонтажу и сносу самовольных построек на территории г. Бишкек.

Проект постановления разработан в соответствии с Законами «О статусе столицы», «О местном самоуправлении», О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» регламентом Бишкекского городского кенеша.

Разработанный проект постановления Бишкекского городского кенеша

«Об утверждении Положения «О порядке демонтажа объектов облегченного типа и сноса самовольных построек на территории г. Бишкек» не противоречит законодательству Кыргызской Республики в связи с чем выносится положительное заключение.




Главный специалист

юридического отдела                                                        

(в отсутствие заведующей)                                            Т. Рыскулбек уулу


Заведующий отделом                                                                           

правового обеспечения

Управления землепользования и

строительства мэрии г. Бишкек                                       М. Айдыралиев